1) XVIII-XII век до н.э. Эпоха Шан (Инь). Большое количество памятников материальной культуре, орудия сделаны не только из камня и кости, но меди и бронзы. Начало формирования культа Императора. В XVII веке образовалось государство Шан (соседи называли его Инь). Археологические данные свидетельствуют о расслоении общества.
2) XVII-V века до н.э. Эпоха Чжоу (речь идет о восточном и западном регионах). В эту эпоху на территории древнего Китая существовали десятки самостоятельных государств, воюющих друг с другом. Наблюдалось усиление родовой знати, формирование государственной власти. Первое лицо государства – Царь (или Ван) и его советники:
a. Титул первого советника – Великий Наставник (Он занимался делами религии).
b. Титул второго советника – Великий Учитель (Общественные работы, ирригация).
c. Титул третьего советника – Великий покровитель (Военное дело)
Формировались культы:
b. Культ предков
c. Культ императора
d. Культ природы
3) V-III века до н.э. Эпоха Чжаньго (эпоха воюющих царств). В эпоху Чжаньго насчитывается семь крупных царств, появились металлические деньги, состоялся подъем экономики:
|
|
a. Железное орудие труда
b. Ремесла
c. Шелк
Централизации страны способствовали:
a. Расширяющаяся торговля
b. Иррациональная система
c. Противостояние к кочевникам
4) 221-207 года до н.э. Эпоха государства Цинь. Государство Цинь располагалась в западных границах Китая. В IV веке до н.э. сановник Шан Ян провел очень важные реформы. В III веке государство Цинь побеждает Чжоу и окончательно объединяется в период 246-210 года до н.э. Правил один из могущественных императоров – Ин Чжен.
5) 2006 год до н.э. – 9 год н.э. Первая династия Хань. После смерти Цинь Ши Хуанди в древнем Китае вспыхнуло восстание, в результате которого один из его вождей Лю Бан становится императором новой династии Хань.
6) 25 -220 года н.э. Вторая династия Хань.
После 220 года н.э. Китай распадается на три царства – начало средневековья.
§2. Основные достижения китайской культуры
1) Культ предков и культ императора
2) Китайская мифология. Мифы повествуют о небе, перво-предках – культурных героев: император, сановники, вельможи. В эпоху Чжоу окончательно сформировался культ неба (Тянь) и практика гадания.
Инь и Ян – две первопатенции, отделившиеся от хаоса и создавшие весь мир. Инь – это теневой, северный, а Ян – освещенный южный. Инь – Женское начало, тьма, вода, смерть… В даосизме именно эти понятия помогут объяснить весь мир. Ян – мужское начало, солнце, свет, жизнь.
Традиционность и стабильность бытия – главные приоритеты китайской культуры. Боги в представлении китайцев воплощали природные и культурные объекты.