Шелковый путь

Дополнительная информация

Семинар IV [17.03]: Тексты античных философов

Платон. Диалоги. Федон. Это диалог о душе, о ее бессмертии. Ученик Сократа Федон рассказывает Эхекрату о последних часах жизни своего учителя. В жизни описания Сократа Федон следует за «Апалогией» и «Критоном». В начале диалога сократ размышляет над умиранием и смертью.

Философ – это человек, который освобождает душу от общения с телом, а смерть – идеальна.

План Федона:

1) Вступление

2) Душа и тела с точки зрения познания истины

Подлинный добродетель основано на разуме. Лишь в этом случае истинными будут мужество, рассудительность, справедливость.

3) 4 доказательства бессмертия души. Аргумент первый:

a. Взаимный переход противоположностей. Есть противоположности? – есть. Возникает одна противоположность из другой? – да. Жизнь и смерть противоположности? – да. Вывод: Следовательно жизнь смерть, а смерть→в жизнь.

4) Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека. Сократ доказывает, что это действительно так. Отсюда следует мысль о существовании души до рождения человека. Знать – приобрести знание и уже не терять его, а под забвением мы понимаем утрату знания. Припоминание – это с помощью чувств восстановленное прежнее знание.

5) Аргумент третий: самотождество идеи души. Наша душа подобна божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному. Наше тело подобно человеческому, смертному постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному. Непостоянному и не сходному с самим с собой. Сократ устанавливает, что душа в отличии от тела проста и безвидна.

6) Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни. Здесь дано представление души как о сущности, приносящие жизнь во все. Смерть противоположна жизни. Стало быть, душа не принимает смерти – она бессмертна. Этические выводы из учения о душе. Если душа умерена и разумна, то она послушно следует за гением направляясь за ним в суд, а затем в аид. А душа, которая страстна привязана к телу…

7) Космологические выводы изучения о душе. Истинная Земля непохожа на нашу землю.


Шелковый путь, как система торговых путей, связывающих Китай со странами Центральной Азии сложился во второй половине первого тысячелетия до н.э. и действовал вплоть до середины 20-го века. Некоторые маршруты сохранились до сих пор в виде автомобильных и железных дорог. Он состоял из дорог и путей, которые вели в Индию, Центральную и Переднюю Азию, Южную Сибирь, в Приуралье.

Связи, определившие возникновение Шелкового пути зародились тысячелетием раньше. Зарождению этих связей Китая со странами среднеазиатского региона способствовала разработка полудрагоценных камней, на территории современного Ирана. Лазурит горного Бадахшана и нефрит из района реки Яркенд доставлялись в Китай по старинным кочевым путям со второй половины первого тысячелетия. Нефрит - минерал, ценившийся за свою красоту и, как считалось, волшебные и целебные свойства. Из него изготовляли государственные регалии, разнообразные украшения и предметы быта. В то время китайцы получали нефрит через многочисленных посредников, однако, сами не имели представлений о расположении районов его добычи. Путь, по которому он доставлялся в Китай, получил название Нефритового и многие столетия связывал княжества Северного и Центрального Китая с Хотаном.

В эпоху Воюющих царств китайцы уже ходили далеко на запад, но эта дорога считалась трудной и опасной. В "Ши цзы" говорится, что ":добыть нефрит очень тяжело. Для того чтобы достичь гор Куньлунь, надо переправиться через две реки и шесть озер. Только сто из тысячи и десять из ста /путешественников/ возвращаются домой невредимыми". Другая значительная дорога в системе Великого Шелкового пути называлась Меридиональным или Западным путем. Он связывал Южную Сибирь, Центральную Азию и северо-запад Китая с юго-западным Китаем, Вьетнамом и Бирмой. Северный отрезок этого пути назывался Киргизским путем. По этой дороге перемещались порой целые народы, в большинстве своем степные кочевники или беженцы от арабских завоеваний. Они двигались как на запад, так и на восток. С ними приходили в Китай новые религии: манихейство, зороастризм, ислам и христианство.

Буддизм также пришел в Китай по Шелковому пути, и именно расширение торговых связей с Индией определило его распространение в Поднебесной. Открытие для китайцев пути на запад связано с путешествиями Чжан Цяня, который во времена императора У-ди (второй век до н.э.) по Западному пути достиг среднего течения реки Сырдарьи и Бактрии и затем вернулся по Нефритовому пути в Китай. Он ":видел там бамбуковые посохи из Цюн и холсты из Шу и спросил, откуда они получают это. Жители царства Дася (Бактрии) сказали мне, что их купцы ходят торговать в Шэньду." Чжан Цянь путешествовал с дипломатическими целями и ситуация, когда главная на тот момент политическая сила Средней Азии (гунны) вступила с Китаем в дипломатические и торговые отношения, способствовала активизации торговли и расширению географии Великого шелкового пути. Появились Степной и Киргизский пути.

Состав предметов торговли, перевозимых по Шелковому пути, сформировался в начале его функционирования. Если китайцев изначально интересовал в основном нефрит, то для их торговых партнеров важен был шелк. Когда именно начался вывоз шелка из Китая, однако известно, что в Средней Азии он появился к середине второго тысячелетия до н.э., а в пятом веке до н.э. - в Греции. Роскошную одежду из шелка Аристофан называет "аморгасскими хитонами"; многие современные исследователи считают, что именно их изображали некоторые античные скульпторы. Аристотель в своей "Жизни животных" рассказывает: "Из большого червя, который имеет большие рога, чем он отличается от остальных, в первом превращении получается куколка, затем гусеница и, в конце концов, кокон. Все эти превращения происходят за шесть месяцев. От этого животного женщины отделяют и разматывают коконы и затем прядут их". После походов Александра Македонского, расширивших границы Греческого мира до Персии и Индии, впервые появляются первые сведения о Шелковой стране - Серике. Существуют сведения, что Клеопатра носила платья из шелка, а в Риме, по сообщению Марциала, был специальный рынок, где торговали шелком. В 380 году Аммиан Марцелин пишет: "Шелк, распространенный лишь в кругу знати, теперь носят во всех слоях общества без различий, даже самые низкие".

Система дорог Шелкового пути не была постоянна, так, в эпоху Хань путь разделяется на три дороги: Северную, Южную и Среднюю. Протяженность каждой составляла до двух тысяч километров. В эпоху Тан (7-8 вв.) активизируется сообщение по Средней дороге и Степному пути, китайские изделия находят в захоронениях того времени на Кавказе и Алтае. Появился новый путь в Индию через Тибет и Непал. Через арабских купцов и торговцев суахили китайский фарфор попадал в Южную Африку.

Повсеместно китайские товары ценились необыкновенно, им приписывали волшебные свойства. Существовали даже специфические "дипломатические" приемы, когда за шелк покупали мир и заключали союзы. Из Китая вывозили, в основном, шелк, фарфор и различные украшения, ввозили же всяческие незнакомые китайцами диковины: ковры, драгоценную посуду, экзотических животных, слоновую кость, ценные породы дерева, меха, цветное стекло, ювелирные украшения, предметы роскоши и рабов (факиров, фокусников, танцоров). Благодаря торговле на великом Шелковом пути китайцам стали известны такие рабочие животные, как ослы, мулы и верблюды. Лошади, в которых Китай всегда испытывал недостаток, использовались в административных или военных целях, поэтому на Уйгурском пути велась активная "торговля лошадьми и шелком". Шелковый путь не всегда действовал с одинаковой интенсивностью, не всегда сохранял свою целостность. Сообщение по нему зависело от способности правящей династии Китая обеспечить безопасность передвижения караванов. Поэтому в годы ослабления центральной власти Китая торговля на пути несколько затухала. А порой объем торговли достигал огромных размеров, как в первой половине 18-го века.

Великий Шелковый путь был каналом не только для торгового обмена, но и для обмена технологиями и художественными приемами. Так, в Китае находят местные сосуды характерной средиземноморской формы и предметы, декорированные в свойственном индоевропейским культурам "зверином стиле", а на Алтае, на Кубани и на Дону - изделия, выполненные в стиле китайских мастеров. По Шелковому пути в Китай попал хлопок, ценившийся столь же высоко, как и шелк у европейцев. В древнем Риме существовало представление о том, что шелк изготовляют из пуха, собранного с деревьев, а китайцы полагали, что хлопок делают из шерсти баранов, растущих на деревьях (Сун Ин, III в.). С развитием торговых связей в Китае стали появляться новые материалы и технологии, такие как лен, обработка шерсти и ковровое производство.

В Китае существовал запрет на вывоз шелковичных червей и ограничения объемов импорта металлических изделий, поэтому изначально вывозились бракованные ткани и вышедшие из употребления предметы быта и украшения. Примером могут служить знаменитые китайские зеркала, которые продавались за границу, когда надписи на них запрещались императором. Позднее предметом торговли стал шелк из Средней Азии, куда, согласно легенде, шелк попал из Китая в бамбуковых посохах буддийских монахов.

Особенностью товарообмена на Шелковом пути была так называемая "дипломатическая торговля", когда под видом обмена подарками или приношения даров при обмене дипломатическими миссиями велась завуалированная торговля. Так, в правление Чэн-ди явилось посольство с дарами из государства Цзибинь (современный Кашмир). Император намеревался отправить ответное посольство, однако сановник Ду Цинь в письме сообщил государю, что "среди тех, кто привез дары нет членов царской семьи или знати.Это все купцы или люди низкого происхождения. Их намерение - обмениваться товарами и вести торговлю под видом присылки даров". Другой пример подобной дипломатии содержится в "Записках историка": "Ло из Уши разводил скот. Когда скота становилось много, он продавал его и приобретал [различные] ценности и шелковые ткани, которые посылал в качестве подарков правителю жунов. Правитель [в ответ] одаривал его скотом, вдесятеро превышающим цену[подарков]." Большим событием для Китая стало прибытие в 166 году римского посольства, дары, привезенные послами, посчитали данью. Фань Е записал это так: " Аньдунь /видимо Антонин/, правитель государства Дацинь / Римская империя/, отправил посольство, /которое прибыло/ через Жинань и поднесло слоновую кость, носорожий рог и панцири черепахи". Однако римские источники не сообщают о подобном посольстве и, по всей видимости, тогда в Китай прибыли торговцы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: