Государственное и договорное регулирование ор­ганизации оплаты груда

Государственное регулирование осуществляется в следующих формах и направлениях:

1. Разработка соответствующей нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2. Изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения и обязательных платежей в бюджет;

3. Прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями.

Законодательно-правовая база регулирует правовые отношения в сфере наёмного труда. Механизм заключения и реализации коллективных договоров и соглашений, занятость и трудоустройство, порядок заключения и расторжения трудовых договоров.

Особое место среди источников трудового права занимает Конституция РБ. Она закрепляет право на вознаграждение, на отдых, запрет принудительного труда и другое.

Важнейшее место среди законов в области трудового права занимает Кодекс законов о труде. Он является источником трудового права. Среди источников трудового права ведущую роль играют указы президента РБ, постановления, инструкции, разъяснения.

Регулирование заработной платы осуществляется двумя способами:

централизованным, предполагающим принятие нормативных актов, касающихся оплаты труда, исполнение которых обязательно для всех организаций и отраслей национального хозяйства; и локальным, включающим все процедуры, механизмы и методы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. Централизованное регулирование осуществляется путем применения законодательно установленных норм и нормативов, регламентирующих условия и порядок оплаты труда, использование тарифной системы (для работников бюджетной сферы), установление норматива минимального размера заработной платы, обязательного для всех организаций независимо от их форм собственности. В локальном порядке организации определяют, в частности, размер средств, идущих на оплату труда работников, доплаты и надбавки, выбирают формы и системы заработной платы, др.

Таким образом, в рыночных условиях, а тем более в переходный период к рынку, государственное регулирование в сфере оплаты труда не устраняется, меняются лишь характер, направления и формы распределительных отношений. Установление, толкование и обеспечение условий и принципов распределения доходов остаются прерогативой государства. Его регулирующее воздействие должно быть направлено через трудовое законодательство, налоговую систему, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией, на создание условий для зарабатывания средств и обеспечение социальных гарантий с целью повышения эффективности производства, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений (работодателя, наемного работника) на основе различных форм собственности и хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: