Регулирование цен представляет собой деятельность государства, направленную на установление определенного уровня цен в целях решения определенных социальных и экономических проблем и устранения экономических и социальных противоречий.
При проведении ценовой политики государство может использовать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования.
Прямое регулирование осуществляется путем установления:
· фиксированных цен (тарифов);
· предельных цен (тарифов);
· предельных коэффициентов изменения цен;
· предельных уровней рентабельности.
В зависимости от территории действия регулируемые цены подразделяют:
· на единые или поясные;
· региональные (зональные).
При косвенном регулировании воздействие на цены осуществляется посредством изменения налогов, акцизов, процентных ставок по кредитам. При косвенном регулировании могут осуществляться следующие меры:
· обеспечение определенного уровня цен за счет субсидий, дотаций, кредитов, налоговой и амортизационной политики и др.;
|
|
· снижение цен на сырье и материалы, установление льготных тарифов (например, на перевозки), приводящее к снижению издержек;
· воздействие на спрос и предложение отдельных товаров за счет протекционистских мер;
· осуществление государственных закупок товаров и услуг и др.
Государство играет важную роль в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждении, ограничении и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эти задачи решаются на основе антимонопольного зак онодательства, которое включаетв себя Конституцию Российской Федерации, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд других федеральных законов, указов президента, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации.
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции. В соответствии с антимонопольным законодательством, в частности, запрещаются следующие действия хозяйствующих субъектов:
· изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
· создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
· нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
|
|
· установление монопольно высоких (низких) цен;
· сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
· необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Кроме того, законодательно запрещены соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если в результате таких соглашений ограничивается конкуренция.
Таким образом, ограничения в свободе ценообразования касаются тех машиностроительных предприятий, которые имеют на рынке определенного товара долю более 35% и осуществляют монополистическую деятельность. Такие предприятия учитываются в реестре федерального антимонопольного органа.