Роль государства в регулировании цен

Регулирование цен представляет собой деятельность государства, направленную на установление определенного уровня цен в целях решения оп­ределенных социальных и экономических проблем и устранения экономических и социальных противоречий.

При проведении ценовой политики государство может использовать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования.

Прямое регулирование осуществляется путем установления:

· фиксированных цен (тарифов);

· предельных цен (тарифов);

· предельных коэффициентов изменения цен;

· предельных уровней рентабельности.

В зависимости от территории действия регулируемые цены подразделяют:

· на единые или поясные;

· региональные (зональные).

При косвенном регулировании воздействие на цены осуществляется посредством изменения налогов, акцизов, процентных ставок по кредитам. При косвенном регулировании могут осуществляться следующие меры:

· обеспечение определенного уровня цен за счет субсидий, дотаций, кредитов, налоговой и амортизационной политики и др.;

· снижение цен на сырье и материалы, установление льготных тарифов (например, на перевозки), приводящее к снижению из­держек;

· воздействие на спрос и предложение отдельных товаров за счет протекционистских мер;

· осуществление государственных закупок товаров и услуг и др.

Государство играет важную роль в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждении, ограничении и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эти задачи решаются на основе антимонопольного зак онодательства, которое включаетв себя Конституцию Российской Федерации, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках», ряд других федеральных законов, указов президента, постановлений и распоряжений правительства Рос­сийской Федерации.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции. В соответствии с антимонопольным законодательством, в частности, запрещаются следующие действия хозяйствующих субъектов:

· изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

· создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

· нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

· установление монопольно высоких (низких) цен;

· сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

· необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Кроме того, законодательно запрещены соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если в результате таких соглашений ограничивается конкуренция.

Таким образом, ограничения в свободе ценообразования касаются тех машиностроительных предприятий, которые имеют на рынке определенного товара долю более 35% и осуществляют монополистическую деятельность. Такие предприятия учитываются в реестре федерального антимонопольного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: