По характеру обслуживаемого хозяйственного оборота цены на продукцию машиностроения разделяют:
· на отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию;
· розничные цены;
· тарифы на платные услуги, оказываемые населению и предприятиям;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
Отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию представляют собой цены, по которым закупается и реализуется продукция предприятий в порядке оптового оборота. Отпускная цена промышленности представляет собой сумму оптовой цены предприятия, акциза и НДС.
Оптовая цена предприятия представляет собой сумму полной (коммерческой) себестоимости и прибыли, необходимой для финансирования ряда текущих расходов и развития предприятия.
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизы рассчитываются, как правило, в процентах от оптовой цены предприятия.
Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, взимаемый с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии производства и заканчивая продажей конечному потребителю.
Наценки (оптово-сбытовые скидки) снабженческо-сбытовых организаций устанавливаются при реализации продукции с их участием. Наценки служат для возмещения издержек и формирования прибыли снабженческо-сбытовых организаций. На рынке машин и оборудования в роли таких организаций выступают дилерские компании
Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению и предприятиям. Розничная цена представляет собой сумму отпускной цены промышленности, торговой надбавки (скидки) и НДС, образованного в торговой организации.
Торговая надбавка (скидка) служит для возмещения издержек торговых организаций и формирования прибыли в этих организациях.
Тарифы на платные услуги формируются как сумма затрат на оказание услуги (себестоимости услуги), прибыли и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются, на цены на экспортируемые товары и цены на импортируемые товары.
По степени регулируемости различают:
· свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения без какого-либо государственного влияния. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки не связаны никакими обязательствами;
· договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. При заключении договора (контракта) продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства;
· регулируемые цены, формируемые также с учетом спроса предложения, но под контролем государства.
Система франкирования указывает на то, до какого пункта по пути движения товара от поставщика к потребителю поставщик возмещает транспортные расходы, которые соответствующим образом включаются в цену товара.