double arrow

Информационные системы в туризме

Лекция

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время большое внимание уделяется развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания. Повышение качества обслуживания и расши­рения состава предоставляемых услуг возможно лишь при использовании новейших информационных технологий.

Можно выделить следующие основные направления деятельности туристических компаний:

1. Управление разработкой туров и экскурсий:

· обеспечение учета и анализа спроса туров и экскурсий в соответствии с программами обслуживания туристов;

· автоматизация разработки туров по направлениям с соответствующими программами обслуживания туристов;

2. Управление реализацией туристско-экскурсионных путевок:

· обеспечение учета и анализа состояния реализации путевок;

· обеспечение учета и анализа состояния договоров с клиентами;

· обеспечение автоматизации расчетов с покупателями;

3. Управление экскурсионным обслуживанием должно обеспечить:

· учет использования экскурсионных объектов и тем экскурсий;

· автоматизацию планирования работ экскурсоводов;

· автоматизацию расчетов с клиентами и контрагентами;

4. Управление размещением и обслуживанием в туристских гостиницах, базах, кемпингах должно обеспечить: авто­матизированное резервирование (бронирование) гостиниц;

5. Управление отправкой туристов должно обеспечить:

· автоматизацию заказа транспорта для отправки туристов;

· автоматизацию подготовки документов для отправки сопровождающих на маршруты;

· автоматизацию расчетов с принимающими и смежными фирмами;

6. Управление транспортным обслуживанием туристов и экскурсантов должно обеспечить:

· оптимизацию загрузки и использования транспортных средств;

· автоматизировать расчет зарплат работникам транспорта;

7. Управление питанием туристов должно обеспечить:

· автоматизацию учета, планирования и управления на предприятиях питания;

· автоматизацию расчетов с арендованными предприятиями питания.

Распространение информационных технологий в туристической отрасли — неизбежный факт. Сегодня уже невозможно представить работу фирмы без использования электронной почты и Интернет. Турфирмы начали активно переходить на системы бронирования с использованием Интернет. Теперь возможно покупать билеты на любые авиарейсы, бронировать отели, не выходя из своего дома или офиса. Не потеряла актуальности проблема автоматизации внутриофисной деятельности фирмы.

Поставщики туристских услуг производят продукцию в виде услуг и информации для потенциальных потребителей. Такую производственную систему разделяют обычно на четыре сферы:

1. поставка услуг;

2. организация, управление и контроль;

3. маркетинг, распределение услуг и отраслевые связи;

4. отношения «производитель — потребитель».

Туризм, как торговля услугами, включает в себя следующие компоненты: перемещение, развлечение и обслуживание людей (индивидуально или группами). Эти компоненты раз­личным образом интегрируют, комбинируют и «пакетируют»,

чтобы удовлетворить запросы потребителей. В связи с этим туризм требует интеграции и координации поставщиков туристских услуг: авиакомпаний, туроператоров, турагентов, гос­тиниц, чартерных компаний, увеселительных заведений и поставщиков провизии. С другой стороны, потребители туристских услуг весьма разнообразны по своему составу. Разно­родность, неосязаемость, чувствительность к изменению рыночных условий и преходящий характер — общие характеристики услуг в туризме.

Туризм, кроме этого — очень информационно насыщенная отрасль. Здесь сбор, обработка, создание, применение и передача информации весьма важны для ежедневного функ­ционирования.

Производители туристских услуг действуют в рамках оп­ределенной структуры, состоящей из правительственных и коммерческих органов, а также торговых ассоциаций. Произ­водители туристских услуг делятся на несколько категорий:

· поставщики услуг (авиакомпании, гостиницы, аренда автомобилей, обслуживание туристов);

· оптовые фирмы (туроператоры);

· розничные фирмы (турагенты).

Информация является важнейшей связью, удерживающей вместе производителей в рамках туристской отрасли. Информационные потоки включают в себя как данные, так и услуги и платежи. При этом услуги не передаются турагентам, а передается лишь информация о наличии билетов, мест, автомобилей и т.п. и их стоимости и отличительных качествах. Точно также турпоставщики и турагенты обмениваются не реальными платежами, а информацией о дебете и кредите.

Туристские услуги содержат в себе две компоненты: саму услугу (места в гостиницах и на транспорте) и информацию о ней (стоимость, время отправления и прибытия, условия по­купки). Отметим тот факт, что туристская услуга не выставляется в физическом виде в пункте продажи, а выставляется информация о наличии, цене и качестве услуги. Все это требует применения новейших информационных технологий.

Например, частная спутниковая коммуникационная сеть Hi-Net фирмы Holiday Corporation является одной из крупнейших в мире. Она применяется в распределении, маркетинге и пакетировании туристских услуг. Другими распространенными в туризме технологиями являются видеосистемы и видеокаталоги, цифровые телефонные сети, электронные системы перевода денег и т.д.

Таким образом, в туристской индустрии распространена целая система компьютерных и коммуникационных технологий состоящая из следующих основных компонентов:

· компьютеры, компьютерные системы резервирования, информационные системы управления;

· системы безопасности, системы электронного перевода денег, системы контроля за использованием расходных материалов и энергии;

· средства проведения телеконференций, видео средства, видео брошюры, видеотекст, мобильные средства общения;

· системы управления и контроля авиакомпаний, цифровые телефонные сети, спутниковые средства сообщения.

Отметим, что все эти средства должны использоваться всеми субъектами туристского бизнеса, иначе между ними нельзя будет достигнуть эффективного взаимодействия. При этом каждая технология обычно является интегрированной с другими, и все они применяются системно. Это связано с тем, что большинство тур-производителей вертикально, горизонтально и диагонально вовлечены в деятельность друг друга.

Индустрия туризма— один из крупнейших потребителей телекоммуникационных технологий, что связано со следующими особенностями циркулирующей здесь информации:

· эта информация очень чувствительна ко времени, поскольку часто меняются даты событий, расписаний и резервирования;

· информация о туристских услугах должна быть постоянно доступна из различных точек земного шара;

· туруслуга состоит из большого количества составляющих (транспорт, проживание, развлечения, питание), которые требуют координирования для их поставки и потребления.

Компьютерные системы бронирования

Наиболее важными информационными системами в ту­ризме являются компьютерные системы бронирования (КСБ). Первоначально они были разработаны авиакомпаниями, но теперь являются основными каналами всех типов информации в индустрии туризма. КСБ обеспечивают информацией для планирования путешествий и резервирования проживания, транспорта, круизов, туров, развлечений, а также обмен валюты.

В США существует 4 основные КСБ: система Sabre, разработанная Американскими авиалиниями, Apollo, разработанная Объединенными авиалиниями, SystemOne, разработана Восточными авиалиниями и WorldSpan. В Европе существует 2 основные КСБ: Amadeus и Galileo.

В России существуют отечественная автоматизированная система бронирования «Сирена-2000» и система «Алеан», а также открыты представительства таких зарубежных КСБ как Amadeus, Worldspan.

Терминалы КСБ Galileo появились еще в 70-х годах, и сейчас ими оборудованы почти все зарубежные туроператоры. Наиболее широко они используются для обеспечения воздушных перевозок, но и через них можно обеспечить резервирование проживания и заказать тур. Кроме этого через КСБ доступна база данных «Специальный путеводитель по курортам» и «технология образов», с помощью которой можно посмотреть картинки с изображением отелей и мест отдыха. Сегодня в КСБ можно входить через компьютерные сети.

Информация в КСБ вводится с помощью клавиатуры и отображается на дисплее, кроме этого в состав терминала входят компьютер, модем и соединение с телефонной линией, которая соединяет терминал с центральным компьютером авиакомпании. На дисплей информация выдается в нескольких форматах: расписание полетов, наличие свободных мест, цены. Если агент выбрал подходящие условия, то создается запись в базу данных с идентификационным номером. При корректировке информации надо обращаться в КСБ по идентификационному номеру. Если до вылета информация изменится, то об этом сообщат пассажиру.

Системы резервирования отелей и аренды автомобилей

В отличие от КСБ эти информационные системы не могут использоваться напрямую турагентом, а только через КСБ или по телефону. Существуют системы для сетей отелей, например Холидей, Шератон. Система Confirm занимается резервированием отелей и арендой автомобилей. Система Ultrawitch подключает сети отелей к КСБ.

Системы видеотекста

Данные системы широко распространены в Англии (Пре-стель) и Франции (Минитель). Эти системы дают ответ на прямой запрос туриста относительно продажи тура, снижают нагрузку линий связи во время пика спроса на билеты и услуги, координируют количество и актуальность туристской инфор­мации. Основными компонентами такой системы являются цветной монитор, клавиатура и адаптер для связи с цен­тральным компьютером, минуя телефонную сеть.

Системы телемаркетинга

Телемаркетинг базируется на обратной связи агента с клиентами. Эта система позволяет делать запрограммированные звонки клиентам, оповещая их о новых услугах и принимая информацию от них. Турагент может хранить в базе до 2000 телефонных номеров и делать до 25000 звонков в месяц. Данная система оказывает существенную помощь в рекламе услуг и создании положительного имиджа фирмы.

Системы офисной поддержки

Данные системы были разработаны для оперативного сбора информации о клиентах и их счетах. Кроме этого, данные системы позволяют выходить в КСБ с компьютеров фирмы, а также составлять балансовые отчеты, базы данных агентов и т.д. В такие системы можно включать экспертные системы для обеспечения принятия решений или учета особенностей клиентов при их повторном обращении в фирму Системы управления дестинациями

Под дестинацией понимается место, в которое человек (вещь) путешествует (отправляется). Такие системы еще на­зывают «Туристские информационные системы». Эти системы позволяют туристам получить доступ к сравнительной информации по отелям, магазинам, ресторанам с терминалов, расположенных в вестибюлях вокзалов, отелей и фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: