Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды

Значительную роль в формировании судейского корпуса играет Высший Судебный Совет. Высший Судебный Совет Республики Казахстан создан в целях обеспечения конституционных полномо­чий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности (учреж­дение без образования юридического лица).

Высший Судебный Совет действует согласно Конституции, Конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закону «О Высшем Судебном Совете

Республики Казахстан» от 17 ноября 2008 года и состоит из Пред­седателя, секретаря и других членов, назначаемых и освобождае­мых Президентом Республики Казахстан. Должность Председате­ля, секретаря и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии.

Функции ранее существовавшей Квалификационной Коллегии юстиции, в соответствии с Законом «О внесении изменений и до­полнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. за № 254-III, переданы Высшему Судебному Совету,— органу, ответственному за подбор квалифицированных кадров для судей­ской системы.

Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, Закон от 17 ноября 2008 года № 79-IV «О Высшем Судебном Совете Респу­блики Казахстан» и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Совет имеет следующие полномочия:

1. обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенно­сти судей;

2. на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на ва­кантную должность судьи местного и другого суда;

3. по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Ка­захстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда;

4. рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий местных и других судов, председате­лей судебных коллегий Верховного Суда;

5. рекомендует кандидатов на вакантные должности председате­лей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность;

6. рассматривает по представлению Председателя Верховно­го Суда кандидатуру на вакантную должность судьи Верховного Суда;

7. рекомендует кандидата на вакантную должность судьи Верхов­ного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в' Сенат Парламента;

8. рассматривает кандидатуру на вакантную должность Пред­седателя Верховного Суда; рекомендует кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда Президенту Республи­ки Казахстан для представления в Сенат Парламента;

9. рассматривает вопросы прекращения полномочий Председа­теля, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки;

10. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых долж­ностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случае упразднения суда или сокраще­ния общего числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

11. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда в случае сокращения общего числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

12. рассматривает вопрос о даче рекомендации на освобождение от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и су­дей Верховного Суда, председателей, председателей судебных кол­легий и судей местных и других судов за совершение ими дисци­плинарных проступков в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Респу­блики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республи­ки Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Дисциплинарно-квалификационной кол­легии судей или Судебного жюри;

13. рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;

14. вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;

15. рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председа­телем Верховного Суда Республики Казахстан срока пребывания в должности судьи по достижении им предельного возраста не более чем на пять лет;

16. организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;

17. представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на арест судьи, его приводе, применении к нему мер административного взыскания, налагае­мых в судебном порядке, привлечении судьи к уголовной ответ­ственности;

18. вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства, принимает меры по улучшению ка­чественного состава судейского корпуса, системы подготовки ка­дров, повышению квалификации судей;

19. утверждает регламент Совета;

20. ведет учет лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи;

21. осуществляет иные полномочия, вытекающие из настояще­го Закона и регламента Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Совета.

Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседа­ния.

Совет рассматривает материалы не позднее трехмесячного сро­ка со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения. Совет принимает решения в форме за­ключения, протокольного решения и (или) рекомендации.

Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний осуществляет Квалификационная комиссия при Совете.

В состав Комиссии входят:

1. председатель Комиссии и пять специалистов из числа препо­давателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом;

2. трое судей, делегируемых Судебным жюри из своего состава, на ротационной основе.

Председатель и члены Комиссии назначаются или делегиру­ются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии должен быть назначен или делегирован не позд­нее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать про­фессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом ра­боты по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.

Обеспечение деятельности Комиссии осуществляют аппарат Совета и уполномоченный орган, осуществляющий организацион­ное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов.

Комиссия проводит свои заседания по приему квалификацион­ных экзаменов по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаме­нов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомоч­ными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее, чем за десять календарных дней.

Порядок приема документов, сдачи квалификационных экза­менов в Комиссии определяется регламентом Совета. Прием ква­лификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки.

Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее трех лет и в течение шести лет со дня увольнения изъявившие жела­ние вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квали­фикационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи в связи с невыполнением возложенных требова­ний, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда либо за совершение дисциплинарных проступков. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволе­ны с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служеб­ных обязанностей. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение шести лет со дня сдачи экзамена. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повтор­ной сдаче не ранее чем через год.

Рекомендация Совета о назначении на должность судьи местно­го и другого суда дается по результатам конкурсного рассмотрения. Основанием для проведения конкурса Советом является представ­ление уполномоченного органа, осуществляющего организацион­ное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов, об открытии вакансии на должность су­дьи. Сообщение о сроках и месте проведения конкурса по подбору кандидатур для занятия вакантной должности судьи публикуется уполномоченным органом, осуществляющим организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности мест­ных и других судов, не менее чем за один месяц до конкурса в офи­циальных изданиях республиканских средств массовой информа­ции на казахском и русском языках.

Для участия в конкурсе на должность судьи местного и друго­го суда бодается заявление и другие документы в аппарат Совета, перечень которых установлен регламентом Совета. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи районного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечаю­щие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи областного и приравненного к- нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Ре­спублики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Респу­блики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической про­фессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности судей осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключа­ющих вмешательство в его деятельность. Основными критерия­ми отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда являются высокий уровень знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация.

При проведении конкурса на занятие вакантной должности су­дьи областного и приравненного к нему суда учитываются следую­щие критерии:

1. стаж работы в должности судьи;

2. безупречная репутация и качество отправления правосудия;

3. стаж работы в государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы;

4. стаж работы в правоохранительных и иных государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы, в ад­вокатуре;

5. наличие ученой степени или ученого звания.

По итогам отбора кандидатов на вакантные должности секре­тарь Совета направляет участникам конкурса соответствующее уведомление о результатах конкурса в течение десяти рабочих дней со дня его завершения.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий, областных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Советом по представлению Председателя Вер­ховного Суда, внесенному на основании решения пленарного за­седания Верховного Суда. Кандидатура на вакантную должность председателя районного и приравненного к нему суда рассматри­вается Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному на основании решения пленарного заседания соответ­ствующего областного суда.

Для получения рекомендации Совета на должности председате­ля и председателя судебной коллегии областного и приравненного к нему суда представляются граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Для получения рекомендации Совета на должность судьи Вер­ховного Суда представляются граждане, отвечающие требованиям

Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж ра­боты по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет. Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляют­ся из числа судей Верховного Суда.

Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобожде­нии судьи от должности является представление Председателя Вер­ховного Суда. Представление об освобождении судьи от должно­сти за совершение им дисциплинарных проступков в силу профес­сиональной непригодности или за невыполнение требований Кон­ституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Дисциплинарно- квалификационной коллегии судей или Судебного жюри.

Совет после получения материалов проверяет в порядке, уста­новленном регламентом, содержащиеся в них сведения путем по­лучения письменного объяснения от судьи и других лиц, истре­бования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, органи­заций и граждан. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.

При рассмотрении вопроса об освобождении судьи от должно­сти Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого получено представление Председателя Верховного Суда. Неявка судьи на заседание Совета без уважительных причин не препят­ствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслуша­ны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные мате­риалы. Решение Совета должно содержать обстоятельства, положенные в основу принятия рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должности судьи либо отказа в ее принятии со ссылкой на конкретные материалы доказательства[23].

Союз судей Республики Казахстан. В целях реализации и за­щиты общих интересов судейского сообщества судьи имеют право создавать общественные объединения. Судейские объединения в необходимых случаях представляют и защищают интересы своих членов в установленном законодательством порядке. В то же вре­мя они не вправе оказывать влияние на отправление правосудия и не должны преследовать политические цели. Деятельность орга­нов судейского сообщества регулируется актами, принимаемыми этими органами.

Союз судей Республики Казахстан является некоммерческой организацией в форме общественного объединения с республи­канским статусом, созданной гражданами Республики Казахстан, действующей в целях реализации и защиты общих интересов Республиканского общественного объединения Союз судей Респу­блики Казахстан.

Целями и задачами Союза являются:

1. определение позиции судейского сообщества в решении важных правовых проблем;

2. рассмотрение актуальных проблем работы судов и статуса судей;

3. проведение и участие в научно-практических конференциях судей;

4. содействие усилению независимости судов, укреплению су­дебной власти, развитию судейского самоуправления;

5. представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях;

6. участие в обсуждении вопросов судебной практики и совер­шенствования законодательства;

7. участие в мероприятиях по повышению профессионального уровня судей, обучению судей;

8. проведение независимой оценки проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и правопри­менительной практики;

9. установление и развитие международных отношений с су­дейскими сообществами других стран.

По обсуждаемым вопросам органы Союза принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам.

Членами Союза могут быть как работающие судьи Республики Казахстан, так и судьи, пребывающие в отставке, либо находящие­ся на пенсии. Право состоять членом Союза судей сохраняется за судьями, перешедшими на другую работу. Членство в Союзе является добровольным и выражается в форме участия путем подачи письменного заявления в соответствующий Совет.

Высшим органом филиала является конференция судей. Конференция вправе рассматривать все вопросы за исключением вопросов, находящихся в компетенции Съезда судей и его исполнительного органа - Совета. Конференция сроком на два года избирает Совет филиала, председателя филиала, одновременно являющегося председателем Совета и секретаря филиала.

Высшим органом Союза является съезд судей, созываемый реже одного раза в четыре года. Исполнительным органом в пери­од между Съездами является Центральный Совет, состоящий из избираемых Съездом сроком на четыре года Председателя и чле­нов, а также Секретаря, назначаемого Центральным Советом. Ко­личественный состав Центрального Совета определяется на съез­де. На период между Съездами определенные полномочия Съезд делегирует Центральному Совету. Центральный Совет проводит заседания не реже трех раз в год.

Источником финансирования Союза являются вступительные и ежегодные членские взносы. Размер и порядок уплаты членских взносов определяется съездом судей.

Филиалы создаются в областях, городах Астане, Алматы судья­ми Верховного Суда и судьями военных судов, судьями в отставке, а также другими судейскими объединениями[24].

Третейские суды. Порядок образования, деятельности, а так­же исполнения решений третейских судов Республики Казахстан регулируется Законом «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года № 22-1II. Закон регулирует порядок образования, деятель­ности, а также исполнения решений третейских судов Республи­ки Казахстан и применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров, заключенных физическими и юридическими лицами.

Третейское разбирательство осуществляется с соблюдением принципов:

1. автономии воли сторон, означающей, что стороны по пред­варительному согласованию между собой имеют право самостоя­тельно решать вопросы порядка и условий осуществления третей­ского разбирательства по возникшему спору;

2. законности, означающей, что третейские судьи и суды в сво­их решениях руководствуются только нормами Конституции Ре­спублики Казахстан, законодательных и иных нормативных право­вых актов Республики Казахстан;

3. независимости, означающей, что третейские судьи и суды при разрешении переданных им споров независимы, принимают реше­ния в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;

4. состязательности и равноправия сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве пользуются одинаковым объемом прав и несут одинаковый объем обязанностей, избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от третейского суда, других органов и лиц;

5. справедливости, означающей, что третейские судьи и суды при разрешении переданных им споров и стороны третейского разбирательства должны действовать добросовестно, соблюдая установленные требования, нравственные принципы общества и правила деловой этики;

6. конфиденциальности, означающей, что третейские судьи не вправе разглашать сведения, ставшие известными в ходе третей­ского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемни­ков и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о сведениях, ставших им известными в ходе третейского разбирательства, кро­ме случаев, когда законом предусмотрена обязанность гражданина сообщить информацию в соответствующий орган.

Третейские суды в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды могут образовываться юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан, и их объединениями (ассоциациями, союзами).

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско- правовых договоров, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в компе­тентный суд.

Третейские суды в Республике Казахстан не могут быть образо­ваны при государственных органах. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

Третейским судам не подведомственны споры, по которым за­трагиваются интересы государства, государственных предприятий, несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установлен­ном законом, недееспособными, лиц, не являющихся участниками третейского соглашения, споры из договоров о предоставлении услуг, выполнении работ, производстве товаров субъектами есте­ственных монополий, субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на рынке товаров и услуг, а также по делам о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Третейским судьей может быть избрано (назначено) независи­мое от сторон и не заинтересованное в исходе дела физическое лицо», обладающее необходимыми знаниями, имеющее высшее образование, достигшее возраста двадцати пяти лет и давшее со­гласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юри­дическое образование и стаж работы по юридической специаль­ности не менее двух лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам в третейские судьи, определяются сторонами непосредственно при формировании со­става суда или определены правилами (регламентами) в постоянно действующих третейских судах.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него правомочий рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсут­ствия или недействительности третейского соглашения.

По результатам рассмотрения заявления выносится опреде­ление. Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей правомочности выносит определение об отсутствии у третейского суда правомочий в рассмотрении спора, то третейский суд не мо­жет рассматривать спор по существу.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет тре­тейское разбирательство в соответствии с регламентом постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществля­ет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согла­сованными сторонами.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. Ответчик вправе пред­ставить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, из­ложив в нем свои возражения против иска.

Третейский суд, приняв исковое заявление, выносит определе­ние о возбуждении третейского разбирательства, в соответствии со своим положением (регламентом) или нормами гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан извеща­ет стороны о месте его рассмотрения, предлагает ответчику пред­ставить письменный отзыв на исковое заявление.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возраже­ний. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказа­тельства недостаточными, предложить сторонам представить до­полнительные доказательства.

Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имею­щиеся по делу доказательства. После исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, вхо­дящих в состав третейского суда, принимает решение.

Решение объявляется на заседании третейского суда. Решение третейского суда может быть обжаловано сторонами в компетент­ном суде в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Решение третейского суда подлежит обязательному исполне­нию в порядке и сроки, которые установлены в решении. Если ре­шение третейского суда не исполнено добровольно в установлен­ный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Прину­дительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на мо­мент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда[25].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: