Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
Компетенция Конституционного Совета представляет собой совокупность его материально-правовых, процессуальных и организационных полномочий. Предметом компетенции являются конституционно-правовые вопросы и споры. Это обусловлено не только содержанием конкретных полномочий органов конституционного контроля, но и закреплением в законах некоторых государств принципа исключительности решения подобных вопросов. Объем компетенции Конституционного Совета, установленный Конституцией, является по своему содержанию закрытым и состоит из нескольких групп полномочий.
К первой группе относятся полномочия по решению спорных вопросов. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения:
1. выборов Президента Республики;
2. выборов депутатов Парламента;
3. республиканского референдума.
Ко второй группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные с рассмотрением:
1. законов до их подписания Президентом; постановлений парламента и его палат;
2. международных договоров до их ратификации Парламентом на их соответствие Конституции.
К третьей группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные с дачей:
1. официального толкования норм Конституции;
2. заключения в случаях досрочного освобождения от должности и прекращения полномочий главы государства.
Всенародное голосование имеет важное значение в общественно- политической жизни общества. По тому, насколько совершенна избирательная система, можно судить о степени развитости демократических традиций. Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, выборы и референдумы ни в одной стране не проходят безупречно и постоянно совершенствуются. Контроль в этой области является одной из важнейших прерогатив органов конституционного контроля. Компетенция Конституционного Совета распространяется лишь на выборы в высшие органы государственной власти Республики, чтобы не перегружать его деятельность.
Предварительный конституционный контроль за законами проверка Конституционным Советом законов до их вступления в силу имеет важные особенности и является наиболее эффективным способом защиты Конституции. Предварительная форма контроля имеет следующие преимущества:
во-первых, она позволяет оперативно предупреждать нарушения конституционной законности и способствует стабильности законодательства, устраняя проблему отмены множества подзаконных актов, сохраняет престиж самого законодателя, что в принципе невозможно при осуществлении последующего конституционного контроля;
во-вторых, она дает возможность Президенту Республики, а также Премьер-министру пресекать всякие попытки Парламента распределить полномочия иначе, чем это было закреплено в Конституции. В данном случае Конституционный Совет выполняет функцию «сдержек» по отношению к различным ветвям государственной власти.
Конституционный контроль и международные договоры Немаловажным аспектом конституционной законности в государстве и обществе является соответствие внешнеполитической деятельности государства и его органов нормам и принципам Конституции. Включение международных договоров в контрольную юрисдикцию Конституционного Совета позволяет ему осуществлять свою основную функцию — обеспечивать верховенство Конституции по отношению не только к источникам внутригосударственного, но и международного права. В связи с этим актуальной становится проблема взаимоотношений между внутренним законодательством и нормами международного права.
В статье 8 Основного закона записано, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров». В этом ключевом положении получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного права и национальной правовой системы. По этому поводу в юридической литературе справедливо отмечается, что Конституция Республики Казахстан является правовой основой формирования национального законодательства, ориентированного на общепризнанные нормы международного права.
Конституционный Совет наделен правом рассматривать международные договоры, которые подлежат ратификации со стороны Парламента на соответствие их Основному закону страны, что, по сути, является предварительной проверкой. Согласно Закону «О международных договорах Республики Казахстан» ратификации подлежат следующие международные договоры:
1. исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан;
2. о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;
3. об основах межгосударственных отношений по вопросам разоружения или международного контроля над вооружением, обеспечением международного мира и безопасности, а также мирные договоры о коллективной безопасности;
4. об участии Республики Казахстан в межгосударственных союзах, международных организациях и иных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан;
5. о государственных займах и оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи.
Следует отметить, что ратификации подлежат международные договоры Республики Казахстан, при заключении которых стороны условились о необходимости их утверждения парламентами. Конституционный Совет правомочен рассматривать международные договоры на их соответствие Конституции Республики только в случае обращения. Это является обязательным элементом в соблюдении конституционной законности, обеспечения верховенства Конституции. В данном случае предварительный контроль обладает безусловным преимуществом и позволяет предотвратить коллизии законодательства Республики и норм международного права.
Конституция 1995 г. устанавливает положение о приоритете международных договоров, ратифицированных Республикой, перед ее законами и применения их непосредственно (кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона).
Проверка международного договора до ратификации предотвращает ситуацию, при которой этот договор, став обязательным для государства, будет иметь верховенство перед внутренним законодательством. Это может создать ряд проблем, поскольку денонсация международного договора в целом либо отдельных его положений должна быть результатом действия не только внутригосударственных, но и международно-правовых механизмов. Итогом рассмотрения таких дел является решение о признании (непризнании) конституционности законов, международных договоров, или отдельных их положений. Согласно Конституции законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие.