Конституционный контроль за проведением выборов и ре­ферендума

Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации

Компетенция Конституционного Совета представляет собой совокупность его материально-правовых, процессуальных и ор­ганизационных полномочий. Предметом компетенции являются конституционно-правовые вопросы и споры. Это обусловлено не только содержанием конкретных полномочий органов конститу­ционного контроля, но и закреплением в законах некоторых госу­дарств принципа исключительности решения подобных вопросов. Объем компетенции Конституционного Совета, установленный Конституцией, является по своему содержанию закрытым и состо­ит из нескольких групп полномочий.

К первой группе относятся полномочия по решению спорных вопросов. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения:

1. выборов Президента Республики;

2. выборов депутатов Парламента;

3. республиканского референдума.

Ко второй группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные с рассмотрением:

1. законов до их подписания Президентом; постановлений пар­ламента и его палат;

2. международных договоров до их ратификации Парламентом на их соответствие Конституции.

К третьей группе относятся полномочия Конституционно­го Совета, связанные с дачей:

1. официального толкования норм Конституции;

2. заключения в случаях досрочного освобождения от должно­сти и прекращения полномочий главы государства.

Всенародное голосование имеет важное значение в общественно- политической жизни общества. По тому, насколько совершенна избирательная система, можно судить о степени развитости де­мократических традиций. Вместе с тем, как показывает зарубеж­ный опыт, выборы и референдумы ни в одной стране не проходят безупречно и постоянно совершенствуются. Контроль в этой об­ласти является одной из важнейших прерогатив органов конститу­ционного контроля. Компетенция Конституционного Совета рас­пространяется лишь на выборы в высшие органы государственной власти Республики, чтобы не перегружать его деятельность.

Предварительный конституционный контроль за законами проверка Конституционным Советом законов до их вступления в силу имеет важные особенности и является наиболее эффектив­ным способом защиты Конституции. Предварительная форма кон­троля имеет следующие преимущества:

во-первых, она позволяет оперативно предупреждать наруше­ния конституционной законности и способствует стабильности законодательства, устраняя проблему отмены множества подза­конных актов, сохраняет престиж самого законодателя, что в прин­ципе невозможно при осуществлении последующего конституци­онного контроля;

во-вторых, она дает возможность Президенту Республики, а также Премьер-министру пресекать всякие попытки Парламента распределить полномочия иначе, чем это было закреплено в Кон­ституции. В данном случае Конституционный Совет выполняет функцию «сдержек» по отношению к различным ветвям государ­ственной власти.

Конституционный контроль и международные договоры Немаловажным аспектом конституционной законности в госу­дарстве и обществе является соответствие внешнеполитической деятельности государства и его органов нормам и принципам Кон­ституции. Включение международных договоров в контрольную юрисдикцию Конституционного Совета позволяет ему осущест­влять свою основную функцию — обеспечивать верховенство Конституции по отношению не только к источникам внутригосу­дарственного, но и международного права. В связи с этим актуаль­ной становится проблема взаимоотношений между внутренним законодательством и нормами международного права.

В статье 8 Основного закона записано, что «Республика Казах­стан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между го­сударствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров». В этом ключевом положении получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного права и национальной правовой системы. По это­му поводу в юридической литературе справедливо отмечается, что Конституция Республики Казахстан является правовой основой формирования национального законодательства, ориентированно­го на общепризнанные нормы международного права.

Конституционный Совет наделен правом рассматривать меж­дународные договоры, которые подлежат ратификации со стороны Парламента на соответствие их Основному закону страны, что, по сути, является предварительной проверкой. Согласно Закону «О международных договорах Республики Казахстан» ратификации подлежат следующие международные договоры:

1. исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан;

2. о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая договоры о прохождении госу­дарственной границы Республики Казахстан, а также о разграни­чении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;

3. об основах межгосударственных отношений по вопросам ра­зоружения или международного контроля над вооружением, обе­спечением международного мира и безопасности, а также мирные договоры о коллективной безопасности;

4. об участии Республики Казахстан в межгосударственных союзах, международных организациях и иных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления ча­сти суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан;

5. о государственных займах и оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи.

Следует отметить, что ратификации подлежат международные договоры Республики Казахстан, при заключении которых сторо­ны условились о необходимости их утверждения парламентами. Конституционный Совет правомочен рассматривать международ­ные договоры на их соответствие Конституции Республики толь­ко в случае обращения. Это является обязательным элементом в соблюдении конституционной законности, обеспечения верховен­ства Конституции. В данном случае предварительный контроль обладает безусловным преимуществом и позволяет предотвратить коллизии законодательства Республики и норм международного права.

Конституция 1995 г. устанавливает положение о приоритете международных договоров, ратифицированных Республикой, пе­ред ее законами и применения их непосредственно (кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его примене­ния требуется издание закона).

Проверка международного договора до ратификации предот­вращает ситуацию, при которой этот договор, став обязательным для государства, будет иметь верховенство перед внутренним за­конодательством. Это может создать ряд проблем, поскольку де­нонсация международного договора в целом либо отдельных его положений должна быть результатом действия не только внутриго­сударственных, но и международно-правовых механизмов. Итогом рассмотрения таких дел является решение о признании (непризна­нии) конституционности законов, международных договоров, или отдельных их положений. Согласно Конституции законы и между­народные договоры Республики, признанные не соответствующи­ми Конституции, не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: