ГЛАВА 9. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
ГЛАВА 8. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ГЛАВА 7. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Легкая промышленность - группа отраслей, обеспечивающих население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. В этой отрасли в последние годы сложилась сложная ситуация: сократилось производство отечественной продукции, и увеличился импорт из западноевропейских стран США и Китая.
Отрасли легкой промышленности на стадии первичной обработки сырья имеют тесный контакт с сельским хозяйством. На размещение их предприятий оказывают влияние потребительский и сырьевой факторы. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит и химия (органический синтез) при производстве искусственных и синтетических материалов (искусственный шелк и кожа, химическое волокно, синтетический каучук и др.).
В таблице 7.1, представлена динамика производства основных видов продукции легкой промышленности.
К отраслям с ориентацией на сырье относят льняную; с ориентацией на потребителей - обувную и швейную; с одновременной ориентацией на оба фактора (сырье и потребителей) -хлопчатобумажную, шелковую, трикотажную.
|
|
По объёму выпускаемой продукции и численности занятых в составе легкой промышленности наиболее крупной является текстильная отрасль. Исторически эта отрасль сформировалась в Центральном районе и на Северо-Западе (на привозном сырье, главные факторы размещения - потребительский и наличие трудовых ресурсов), а затем получила развитие и в других регионах.
В Центральном районе в начале 90-х годов XX в. вырабатывалось порядка 70 % хлопчатобумажных тканей (основные центры: Иваново, Москва, Ярославль, Орехово-Зуево, Ногинск, Тверь и др.), до 80 % льняных (Кострома, Вязники), около 30 % шелковых (Москва, Нарофоминск и др.), до 60 % шерстяных (Москва и др.).
Из-за конкуренции с импортными товарами и в связи с резким сокращением поставок сырья из среднеазиатских республик в настоящее время в России испытывает большие трудности хлопчатобумажная промышленность. В некоторых городах производство почти полностью остановлено. Аналогичные явления имеются и во всех других подотраслях легкой промышленности.
Пищевая промышленность включает отрасли по производству продуктов питания. Она тесно связана с сельским хозяйством, так как из него получает основное сырьё (зерно, молоко, картофель, сахарную свеклу и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности имеют большое значение в её развитии.
|
|
Предприятия сахарной, масло-жировой (по производству растительных масел), винодельческой, крупяной, а также чайной, консервной и рыбной промышленности размещаются ближе к источникам сырья. Консервные предприятия размещаются на Северном Кавказе, в Поволжье; мясокомбинаты - в местах, где развито скотоводство; по производству рыбных консерв - в портовых городах.
Другая группа предприятий пищевой промышленности -хлебопекарные, макаронные, кондитерские, пивоваренные и др. -размещаются в местах потребления их продукции (крупных населенных пунктах).
После распада СССР в тяжелом положении оказались рыболовное хозяйство и рыбная промышленность. Большинство лучших рыболовных судов остались в портах приписки. В водах Мирового океана фактически нет рыболовного флота России. Его позиции и в ближайших морях Севера и Дальнего Востока становятся более слабыми под натиском рыболовных судов других государств.
В России в последние годы обострились проблемы перестройки экономики и вопросы конкуренции пищевой промышленности. Страна импортирует широкий ассортимент продовольственных товаров, которые по качеству ниже отечественных. У отечественной мясной продукции имеется неоспоримое преимущество, так как на Западе при выращивании скота и птицы широко применяются антибиотики. В нашей стране такой метод не применяется, соответственно мясо (как и многая другая продовольственная продукция) экологически более чистые и безопасные для здоровья населения.
При общей площади 1707,5 млн. га земельные площади, используемые в сельском хозяйстве, - пахотные земли, сенокосы, пастбища, сады и виноградники, составляют 221,0 млн. га (12,9 % от общей площади). После Китая и США наша страна занимает третье место в мире по площади сельскохозяйственных угодий.
При общей площади пашни посевные площади под сельскохозяйственными культурами составляют 121 млн. га. В расчете на душу населения площадь пашни в России составляет 0,8 га (для сравнения: в Казахстане - 2,0 га, в Канаде - 1,7 га, в США -0,54 га, в Японии - 0,03 га).
Сельское хозяйство - отрасль народного хозяйства, включающая растениеводство (выращивание растений), животноводство (разведение животных). Это ведущая отрасль агропромышленного комплекса (АПК), включающая в себя многие отрасли, занятые проблемами обеспечения потребности людей в продуктах питания.
К АПК также относят и отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (сельскохозяйственное машиностроение, ремонт техники, производство минеральных удобрений и ядохимикатов, комбикормовая и микробиологическая промышленность, мелиоративное строительство и т.д.), а также отрасли, обеспечивавшие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продукции (заготовка и хранение, пищевая промышленность, первичная переработка непродовольственного сырья, легкая промышленность, торговля).
В последние годы в деятельности АПК наблюдается ухудшение материально-технической базы, продолжается снижение доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны, падает доля сельского хозяйства в структуре продукции АПК. Это обусловлено в первую очередь снижением производства валовой продукции растениеводства и особенно продукции животноводства. На фоне удорожания горюче-смазочных материалов растут издержки производства.
В настоящие время в сельской местности сложились три категории предприятий: индивидуально-частные, коллективные (кооперативные) и государственные. Индивидуально - частные представлены приусадебными и фермерскими хозяйствами, но
число фермерских хозяйств в последние годы заметно сокращается, так как недостаточно разработаны организационно-правовые и экономические меры по формированию первоначального капитала фермерского сектора. Продолжается перераспределение земель по формам собственности на неё и формам землепользования.
|
|
Проблемы АПК в России требуют большого внимания. За последние годы существенно увеличился импорт сельскохозяйственной продукции. На международном рынке закупаются зерно, продовольственные товары и корма. Однако имеющийся природный потенциал в России при условии создания соответствующих экономических условий будет способствовать возрождению аграрного сектора.
В настоящие время сложности испытывают обе отрасли сельского хозяйства. Продолжается сокращение посевных площадей и численности животных. Валовой сбор зерна сократился до 63,4 млн. т в 1995 г. и 85,0 млн. т в 2001 г (для сравнения: 106,8 млн. т в 1992 г.). В 90-е годы из сельскохозяйственного оборота выведено свыше 26 млн. га земель или 22 % всех посевных площадей России. В эти же годы уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в два раза, свиней - в 2,3 раза, овец и коз - в четыре раза. В расчете на душу населения ныне производится менее 30 кг мяса (1991 г. - 63 кг). По оценкам специалистов уровень производства мяса и яиц в расчете на душу населения соответствует уровню начало 80-х годов, а молока - уровню середины 60-х.
В каждом районе России складывается свой набор производимой сельскохозяйственной продукции, определяющий его специализацию. Различия при этом зависит от природных условий (различная обеспеченность территории светом, теплом, влагой, разный качественный состав почв), от наличия трудовых ресурсов, транспортабельности сельскохозяйственной продукции и возможностей её хранения, наличия предприятий по её переработке и условий вывоза (т.е. важна и обеспеченность территории транспортными путями).
Природные условия на территории России изменяются зонально в направлении с севера на юг, поэтому выращивание сельскохозяйственных растений и разведение разных пород животных также различаются по зонам (ярко выражена зональная специализация сельского хозяйства).
|
|
В зоне тундры и лесотундры основной специализацией сельского хозяйства является оленеводство, сочетающееся с охотничьим промыслом и рыболовством. Для земледелия условия здесь неблагоприятные. В зоне тайги земледелие развито очагами, преимущественно по долинам рек. Большее значение здесь имеет животноводство. В южной части тайги и в зоне смешанных лесов (европейская часть России - Нечерноземье) выращивают лён, зерновые (рожь, овес, ячмень) и кормовые культуры, картофель и овощи. В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясо-молочного направления. Вокруг многочисленных промышленных центров получили развитие свиноводство и птицеводство.
В лесостепях европейской части России преобладает растениеводство; доля сельскохозяйственных угодий возрастает до 50 %. Выращиваются зерновые и технические культуры (пшеница, овес, рожь, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, кормовые клубнеплоды). Много кормовых отходов дает техническая переработка картофеля и зерна - база для разведения крупного рогатого скота, свиней, птицы. Важной отраслью в этом регионе является садоводство.
На распаханных площадях степной зоны европейской части РФ (Кубань, среднее Поволжье, Южный Урал) преобладают посевы пшеницы и кукурузы. Последняя служит кормом для скота и птицы. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу. Кормовых культур здесь выращивают мало, развито животноводство мясо-молочного направления (на естественных пастбищах и сенокосах), а в более засушливых районах - овцеводство. В степных районах Дальнего Востока (Приамурье) развито зерно-соевое земледелие и мясо-молочное животноводство. Особую природную зону создает муссонный климат Приморского края на Дальнем Востоке (здесь даже выращивают рис). В южных районах России на полупустынных и пустынных землях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) развито овцеводство мя-сошерстного направления. В горных районах РФ (Кавказ, Алтай, Саяны и др.), где земледелие затруднено из-за рельефа, развито горно-пастбищное животноводство.
В местах сосредоточения промышленного производства вокруг крупных городов сформировалось пригородное хозяйство. Там выращивают овощи (в том числе в теплицах), ягоды, разводят молочный скот, птицу, свиней, рыбу в прудах, чтобы обеспечить население промышленных центров продуктами питания.
Растениеводство в России развито преимущественно в лесостепных и степных районах. К этой отрасли сельского хозяйства относят возделывание зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур (сеяные травы, корнеплоды), овощей и бахчевых, картофеля, а также выращивание технических культур, которые перерабатываются на предприятиях пищевой и лёгкой промышленности и многолетних насаждений - садов и виноградников.
Посевные площади под зерновыми культурами в России в последнее время сокращаются и составляет 45,6 млн. га (2001 г.). Главными производителями товарного зерна являются Северный Кавказ, южные районы Западной Сибири, Центрально-Чернозёмный район и южные степные районы Урала.
Основные зерновые культуры РФ - рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, кукуруза, а зернобобовые - горох, фасоль, чечевица, соя. Первое место по площади посевов занимает пшеница (23 млн. га). Однако самая распространенная зерновая культура - ячмень, так как выращивается повсеместно, но в основном как фуражная культура. По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает первое место в мире, по валовому сбору пшеницы - одно из первых. В целом по производству зерновых и зернобобовых культур Россия находится на четвертом месте в мире (вслед за Китаем, США и Индией).
Основная зерновая культура - пшеница. Высевается на плодородных землях в лесостепной и степной зонах. В Поволжье, на юге Урала и в Сибири сеют яровую пшеницу и только в Центрально-Чернозёмном районе и на Северном Кавказе - более урожайную озимую. Теплолюбивая зерновая культура - кукуруза - выращивается в южных районах России (Северно-Кавказский экономический район и др.) на зерно, а в Нечернозёмной зоне - на силос. В последнем районе наиболее значительны посевы ржи, так как эта культура более холодостойкая, чем пшеница.
Важными продовольственными культурами являются также гречиха, просо, рис. Валовой сбор зерна гречихи составляет 0,8 млн. т. Россия является крупнейшим производителем гречихи в мире. Доля риса в структуре посевных площадей под зерновыми культурами не превышает 0,2-0,3 %. Основными районами рисосеяния является Северный Кавказ (Краснодарский край), Поволжье (междуречье Волги и Ахтуры) и Приморский край.
Технические культуры занимают небольшую долю в посевных площадях России. Наибольший удельный вес в производстве и закупках масличных культур занимает подсолнечник. Посевы этой культуры в настоящее время расширяются во всех основных районах его возделываниях - Центрально-Чернозёмном, Северо-Кавказском, в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири (на юге). В небольших количествах на Дальнем Востоке (Амурская область. Приморский и Хабаровский края) выращивают сою. Основным районом возделывания льна является Северо-Западный район, а также некоторые области Северного (Вологодская обл.) и Центрального (Костромская, Ярославская обл.) экономических районов. Россия - главный производитель этой культуры в мире.
Посадки картофеля, по производству которого Россия занимает 1-е место в мире (34,8 млн. т, 2001 г.) занимает свыше 3 млн. га (треть площадей приходится на Центральный и Волго-Вятский экономические районы). Средняя урожайность этой культуры во всех регионах ниже среднемирового показателя.
Производство овощей, плодов и ягод в основном сконцентрировано в южных районах европейской части РФ (Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный районы). Плодово-овощная и винодельческая отрасли также тяготеют к этим районам. Овощеводство также получило развитие в пригородных зонах около больших городов (теплицы), на садовых и огородных участках личных хозяйств населения.
Животноводство как отрасль сельского хозяйства включает в себя разведение крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. В некоторых районах России разводят лошадей (Бурятия, Тува, Алтай и др.), оленей (районы Крайнего Севера). Большое значение для отдельных районов также имеют пчеловодство (Башкирия, Дальний Восток) и пушное звероводство (Сибирь, Дальний Восток).
Зональная специализация характерна для животноводства так же, как и для растениеводства. Так, овцеводство ориентировано на степную зону и предгорные районы (сухой климат, корма естественных пастбищ). Наиболее ценным продуктом овцеводства в этих районах является шерсть.
Распространено разведение крупного рогатого скота, оно имеет различные направление - молочное, мясо-молочное и мясное. Эти направления обусловлены климатическими условиями, наличием кормовой базы, породами животных и условиями их содержания. Молочное скотоводство распространено преимущественно в более увлажненной лесной зоне, а мясное - в сухой лесостепной и степной.
В животноводстве РФ в настоящее время производится 60 % всей товарной продукции сельского хозяйства и сосредоточено 70 % всех основных производственных фондов. Однако все изменения в скотоводстве, происходящие в годы экономических преобразований, имеют выраженный негативный характер.
Рыбное хозяйство. Проблемы, пронизывающие эту стратегическую отрасль Российского государства, уже выходят за рамки самой отрасли и требуют принятия решений на самом высоком уровне. Рыбная отрасль до сих пор не имеет чёткой законодательной базы.
Рыночные отношения внедрялись в систему управления отраслью крайне болезненно. В результате раздельного акционирования ныне выживают отдельно друг от друга система добычи, переработки и сбыта.
Россия превратилась в рынок сбыта готовой продукции иностранных государств. Это притом, что наша страна обладает самой большой в мире по протяженности береговой линией.
В свое время СССР занимал лидирующие позиции в искусственном разведении речных и морских видов рыб. Это требовало серьезных научных исследований. В настоящее время наша страна уступила лидирующие позиции в этой области Китаю, США, Японии и Норвегии.
Отсутствие экономических и слабость политических мер борьбы в совокупности со слабой законодательной базой отрасли способствуют усилению браконьерства в рыбной отрасли и контрабанды морепродуктов, а также усилению иностранного присутствия в зоне исключительных экономических интересов России.
Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможно без системы транспорта. Транспорт подразделяется на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный.
В последние годы грузооборот транспорта РФ уменьшился, изменилась его структура. Пассажирооборот сократился меньше, но его структура претерпела более существенные сдвиги. Несмотря на спад грузовых и пассажирских перевозок, доля транспорта в ВВП страны возросла за счет роста тарифов на перевозки. В результате перевозки многих видов сырья и продукции стали невыгодными.
Снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических показателей, в том числе состояние и качество дорожный путей. Сокращение выпуска магистральных тепловозов, грузовых вагонов, грузовых автомобилей негативно сказывается на состоянии технического парка комплекса.
По протяженности железнодорожной сети - основного вида транспорта в России - страна уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает первое место в мире. Общая длина железнодорожных линий общего пользования - 90 тыс. км. По железнодорожным дорогам перевозится за год такое количество грузов, которое составляет около 50 % грузооборота всей транспортной сети страны.
Первые железнодорожные дороги в России были построены в середине XIX в. В 1851 г. вступила в строй первая крупная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург.
В европейской части России основные железнодорожные магистрали имеют радиальное расположение и сходятся в Москве. Такое расположение железных дорог связывают столицу со всеми экономическими районами и другими государствами мира.
В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Особое значение имело строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1892 г. одновременно с запада - от Челябинска через Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск -Иркутск и с востока - от Владивостока на Хабаровск. Сквозное сообщение было открыто по этой дороге в 1916 г. Построенная в 1913 г. линия Тюмень - Омск - Екатеринбург обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России.
Действуют широтные дублеры Транссибирской магистрали, и, прежде всего, Южно - Сибирская дорога: Карталы (станция в Челябинской обл.) - Акмола (ныне Астана) - Павлодар - Барнаул - Артышта (станция около г. Кемерово), которая в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. была продолжена на восток через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск на Усть-Кут. Еще раньше (в период первой мировой войны) была построена линия Семипалатинск - Барнаул - Новосибирск, дающая выход на Туркестано-Сибирскую магистраль: Луговая (станция около Алма-Аты) -Семипалатинск.
Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70-80-х годах была построена северная железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой в меридиональном направлении.
В 80-е годы строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Протяженность всей трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре - 3145 км. На западе БАМ соединена с Транссибирской магистралью участком Усть-Кут - Тайшет, а на востоке ее продолжением является дорога от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, которая была построена еще в 1945 г.
Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23 %), строительные грузы (16 %), нефть и нефтепродукты (15 %), руда железная и марганцевая (8,6 %), черные металлы (6 %), лесные грузы (4,5 %), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.
Основные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне, также значительные перевозки осуществляются из Украины (Донбасс) и из Казахстана (Караганда). Уголь доставляется на Урал, в центральные районы, в Поволжье. Основные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Основные грузопотоки черных металлов определяются обменом продукцией между металлургическими базами Центральной, Сибирской и Южной (на Украине) и тесными связями с потребителями: Центр, Северный Кавказ, Северо-Запад. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России отрицательно сказалось на осуществлении железнодорожных связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана железными дорогами с государствами Восточной и Западной Европы только через страны ближнего зарубежья (Украину и Белоруссию). Прямой выход имеет только железная дорога из Калининграда на запад, но сама Калининградская область - отдельный анклав на побережье Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной переправы Ильи-чевск - Варна (оставшейся за Украиной).
Осуществляется переориентация железнодорожных перевозок из России в страны Европы, например, через территорию Финляндии и ее порты вместо выхода к портам в государствах Балтии. Приступили к строительству 126- километровой железной дороги в Карелии: от станции Коцкома на магистрали Москва - Мурманск (и далее на запад, к железным дорогам Финляндии). Единая ширина рельсовой колеи - реальность транспортной сети России, Финляндии и Эстонии - определяет конструктивный характер сотрудничества.
Имеется разрыв транспортно-экономической связи и с другими странами. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстана, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Средне- и Южносибирской железных дорог.
Актуальна и проблема нерациональных перевозок на железнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.