Железнодорожный транспорт. Легкая промышленность- группа отраслей, обеспечи­вающих население тканями, одеждой, обувью и другими предме­тами потребления

ГЛАВА 9. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

ГЛАВА 8. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ГЛАВА 7. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Легкая промышленность - группа отраслей, обеспечи­вающих население тканями, одеждой, обувью и другими предме­тами потребления. В этой отрасли в последние годы сложилась сложная ситуация: сократилось производство отечественной продукции, и увеличился импорт из западноевропейских стран США и Китая.

Отрасли легкой промышленности на стадии первичной об­работки сырья имеют тесный контакт с сельским хозяйством. На размещение их предприятий оказывают влияние потребитель­ский и сырьевой факторы. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит и химия (органиче­ский синтез) при производстве искусственных и синтетических материалов (искусственный шелк и кожа, химическое волокно, синтетический каучук и др.).

В таблице 7.1, представлена динамика производства основ­ных видов продукции легкой промышленности.

К отраслям с ориентацией на сырье относят льняную; с ориентацией на потребителей - обувную и швейную; с одновре­менной ориентацией на оба фактора (сырье и потребителей) -хлопчатобумажную, шелковую, трикотажную.

По объёму выпускаемой продукции и численности занятых в составе легкой промышленности наиболее крупной является текстильная отрасль. Исторически эта отрасль сформировалась в Центральном районе и на Северо-Западе (на привозном сырье, главные факторы размещения - потребительский и наличие тру­довых ресурсов), а затем получила развитие и в других регионах.

В Центральном районе в начале 90-х годов XX в. выраба­тывалось порядка 70 % хлопчатобумажных тканей (основные центры: Иваново, Москва, Ярославль, Орехово-Зуево, Ногинск, Тверь и др.), до 80 % льняных (Кострома, Вязники), около 30 % шелковых (Москва, Нарофоминск и др.), до 60 % шерстяных (Москва и др.).

Из-за конкуренции с импортными товарами и в связи с рез­ким сокращением поставок сырья из среднеазиатских республик в настоящее время в России испытывает большие трудности хлопчатобумажная промышленность. В некоторых городах про­изводство почти полностью остановлено. Аналогичные явления имеются и во всех других подотраслях легкой промышленности.

Пищевая промышленность включает отрасли по произ­водству продуктов питания. Она тесно связана с сельским хозяй­ством, так как из него получает основное сырьё (зерно, молоко, картофель, сахарную свеклу и др.) и входит в состав агропро­мышленного комплекса. Межотраслевые связи пищевой про­мышленности с машиностроением, энергетикой и другими отрас­лями промышленности имеют большое значение в её развитии.

Предприятия сахарной, масло-жировой (по производству растительных масел), винодельческой, крупяной, а также чайной, консервной и рыбной промышленности размещаются ближе к источникам сырья. Консервные предприятия размещаются на Се­верном Кавказе, в Поволжье; мясокомбинаты - в местах, где раз­вито скотоводство; по производству рыбных консерв - в порто­вых городах.

Другая группа предприятий пищевой промышленности -хлебопекарные, макаронные, кондитерские, пивоваренные и др. -размещаются в местах потребления их продукции (крупных насе­ленных пунктах).

После распада СССР в тяжелом положении оказались ры­боловное хозяйство и рыбная промышленность. Большинство лучших рыболовных судов остались в портах приписки. В водах Мирового океана фактически нет рыболовного флота России. Его позиции и в ближайших морях Севера и Дальнего Востока становятся более слабыми под натиском рыболовных судов других го­сударств.

В России в последние годы обострились проблемы пере­стройки экономики и вопросы конкуренции пищевой промыш­ленности. Страна импортирует широкий ассортимент продоволь­ственных товаров, которые по качеству ниже отечественных. У отечественной мясной продукции имеется неоспоримое преиму­щество, так как на Западе при выращивании скота и птицы широ­ко применяются антибиотики. В нашей стране такой метод не применяется, соответственно мясо (как и многая другая продо­вольственная продукция) экологически более чистые и безопас­ные для здоровья населения.

При общей площади 1707,5 млн. га земельные площади, используемые в сельском хозяйстве, - пахотные земли, сенокосы, пастбища, сады и виноградники, составляют 221,0 млн. га (12,9 % от общей площади). После Китая и США наша страна занимает третье место в мире по площади сельскохозяйственных угодий.

При общей площади пашни посевные площади под сель­скохозяйственными культурами составляют 121 млн. га. В расче­те на душу населения площадь пашни в России составляет 0,8 га (для сравнения: в Казахстане - 2,0 га, в Канаде - 1,7 га, в США -0,54 га, в Японии - 0,03 га).

Сельское хозяйство - отрасль народного хозяйства, вклю­чающая растениеводство (выращивание растений), животно­водство (разведение животных). Это ведущая отрасль агропро­мышленного комплекса (АПК), включающая в себя многие от­расли, занятые проблемами обеспечения потребности людей в продуктах питания.

К АПК также относят и отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (сельскохозяйственное машиностроение, ремонт тех­ники, производство минеральных удобрений и ядохимикатов, комбикормовая и микробиологическая промышленность, мелио­ративное строительство и т.д.), а также отрасли, обеспечивавшие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продук­ции (заготовка и хранение, пищевая промышленность, первичная переработка непродовольственного сырья, легкая промышлен­ность, торговля).

В последние годы в деятельности АПК наблюдается ухуд­шение материально-технической базы, продолжается снижение доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны, падает доля сельского хозяйства в структуре продукции АПК. Это обу­словлено в первую очередь снижением производства валовой продукции растениеводства и особенно продукции животновод­ства. На фоне удорожания горюче-смазочных материалов растут издержки производства.

В настоящие время в сельской местности сложились три категории предприятий: индивидуально-частные, коллективные (кооперативные) и государственные. Индивидуально - частные представлены приусадебными и фермерскими хозяйствами, но

число фермерских хозяйств в последние годы заметно сокраща­ется, так как недостаточно разработаны организационно-правовые и экономические меры по формированию первоначаль­ного капитала фермерского сектора. Продолжается перераспре­деление земель по формам собственности на неё и формам зем­лепользования.

Проблемы АПК в России требуют большого внимания. За последние годы существенно увеличился импорт сельскохозяй­ственной продукции. На международном рынке закупаются зер­но, продовольственные товары и корма. Однако имеющийся при­родный потенциал в России при условии создания соответст­вующих экономических условий будет способствовать возрожде­нию аграрного сектора.

В настоящие время сложности испытывают обе отрасли сельского хозяйства. Продолжается сокращение посевных пло­щадей и численности животных. Валовой сбор зерна сократился до 63,4 млн. т в 1995 г. и 85,0 млн. т в 2001 г (для сравнения: 106,8 млн. т в 1992 г.). В 90-е годы из сельскохозяйственного обо­рота выведено свыше 26 млн. га земель или 22 % всех посевных площадей России. В эти же годы уменьшилось поголовье крупно­го рогатого скота в два раза, свиней - в 2,3 раза, овец и коз - в четыре раза. В расчете на душу населения ныне производится менее 30 кг мяса (1991 г. - 63 кг). По оценкам специалистов уро­вень производства мяса и яиц в расчете на душу населения соот­ветствует уровню начало 80-х годов, а молока - уровню середины 60-х.

В каждом районе России складывается свой набор произ­водимой сельскохозяйственной продукции, определяющий его специализацию. Различия при этом зависит от природных усло­вий (различная обеспеченность территории светом, теплом, вла­гой, разный качественный состав почв), от наличия трудовых ре­сурсов, транспортабельности сельскохозяйственной продукции и возможностей её хранения, наличия предприятий по её перера­ботке и условий вывоза (т.е. важна и обеспеченность территории транспортными путями).

Природные условия на территории России изменяются зо­нально в направлении с севера на юг, поэтому выращивание сель­скохозяйственных растений и разведение разных пород живот­ных также различаются по зонам (ярко выражена зональная специализация сельского хозяйства).

В зоне тундры и лесотундры основной специализацией сельского хозяйства является оленеводство, сочетающееся с охотничьим промыслом и рыболовством. Для земледелия усло­вия здесь неблагоприятные. В зоне тайги земледелие развито оча­гами, преимущественно по долинам рек. Большее значение здесь имеет животноводство. В южной части тайги и в зоне смешанных лесов (европейская часть России - Нечерноземье) выращивают лён, зерновые (рожь, овес, ячмень) и кормовые культуры, карто­фель и овощи. В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясо-молочного направления. Вокруг много­численных промышленных центров получили развитие свино­водство и птицеводство.

В лесостепях европейской части России преобладает расте­ниеводство; доля сельскохозяйственных угодий возрастает до 50 %. Выращиваются зерновые и технические культуры (пшени­ца, овес, рожь, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, карто­фель, кормовые клубнеплоды). Много кормовых отходов дает техническая переработка картофеля и зерна - база для разведения крупного рогатого скота, свиней, птицы. Важной отраслью в этом регионе является садоводство.

На распаханных площадях степной зоны европейской части РФ (Кубань, среднее Поволжье, Южный Урал) преобладают по­севы пшеницы и кукурузы. Последняя служит кормом для скота и птицы. В степных районах Западной Сибири выращивают яро­вую пшеницу. Кормовых культур здесь выращивают мало, разви­то животноводство мясо-молочного направления (на естествен­ных пастбищах и сенокосах), а в более засушливых районах - ов­цеводство. В степных районах Дальнего Востока (Приамурье) развито зерно-соевое земледелие и мясо-молочное животновод­ство. Особую природную зону создает муссонный климат При­морского края на Дальнем Востоке (здесь даже выращивают рис). В южных районах России на полупустынных и пустынных землях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) развито овцеводство мя-сошерстного направления. В горных районах РФ (Кавказ, Алтай, Саяны и др.), где земледелие затруднено из-за рельефа, развито горно-пастбищное животноводство.

В местах сосредоточения промышленного производства вокруг крупных городов сформировалось пригородное хозяйство. Там выращивают овощи (в том числе в теплицах), ягоды, разво­дят молочный скот, птицу, свиней, рыбу в прудах, чтобы обеспе­чить население промышленных центров продуктами питания.

Растениеводство в России развито преимущественно в ле­состепных и степных районах. К этой отрасли сельского хозяйст­ва относят возделывание зерновых и зернобобовых культур, кор­мовых культур (сеяные травы, корнеплоды), овощей и бахчевых, картофеля, а также выращивание технических культур, которые перерабатываются на предприятиях пищевой и лёгкой промыш­ленности и многолетних насаждений - садов и виноградников.

Посевные площади под зерновыми культурами в России в последнее время сокращаются и составляет 45,6 млн. га (2001 г.). Главными производителями товарного зерна являются Северный Кавказ, южные районы Западной Сибири, Центрально-Чернозёмный район и южные степные районы Урала.

Основные зерновые культуры РФ - рожь, пшеница, яч­мень, овёс, гречиха, просо, кукуруза, а зернобобовые - горох, фа­соль, чечевица, соя. Первое место по площади посевов занимает пшеница (23 млн. га). Однако самая распространенная зерновая культура - ячмень, так как выращивается повсеместно, но в ос­новном как фуражная культура. По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает первое место в мире, по валовому сбору пшеницы - одно из первых. В целом по производству зерновых и зернобобовых культур Россия находится на четвертом месте в мире (вслед за Китаем, США и Индией).

Основная зерновая культура - пшеница. Высевается на плодородных землях в лесостепной и степной зонах. В Поволжье, на юге Урала и в Сибири сеют яровую пшеницу и только в Цен­трально-Чернозёмном районе и на Северном Кавказе - более урожайную озимую. Теплолюбивая зерновая культура - кукуру­за - выращивается в южных районах России (Северно-Кав­казский экономический район и др.) на зерно, а в Нечернозёмной зоне - на силос. В последнем районе наиболее значительны посе­вы ржи, так как эта культура более холодостойкая, чем пшеница.

Важными продовольственными культурами являются так­же гречиха, просо, рис. Валовой сбор зерна гречихи составляет 0,8 млн. т. Россия является крупнейшим производителем гречихи в мире. Доля риса в структуре посевных площадей под зерновы­ми культурами не превышает 0,2-0,3 %. Основными районами рисосеяния является Северный Кавказ (Краснодарский край), По­волжье (междуречье Волги и Ахтуры) и Приморский край.

Технические культуры занимают небольшую долю в по­севных площадях России. Наибольший удельный вес в производ­стве и закупках масличных культур занимает подсолнечник. По­севы этой культуры в настоящее время расширяются во всех ос­новных районах его возделываниях - Центрально-Чернозёмном, Северо-Кавказском, в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири (на юге). В небольших количествах на Дальнем Востоке (Амур­ская область. Приморский и Хабаровский края) выращивают сою. Основным районом возделывания льна является Северо-Западный район, а также некоторые области Северного (Вологод­ская обл.) и Центрального (Костромская, Ярославская обл.) эко­номических районов. Россия - главный производитель этой куль­туры в мире.

Посадки картофеля, по производству которого Россия за­нимает 1-е место в мире (34,8 млн. т, 2001 г.) занимает свыше 3 млн. га (треть площадей приходится на Центральный и Волго-Вятский экономические районы). Средняя урожайность этой культуры во всех регионах ниже среднемирового показателя.

Производство овощей, плодов и ягод в основном сконцен­трировано в южных районах европейской части РФ (Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный районы). Плодово-овощная и винодельческая отрасли также тяготеют к этим рай­онам. Овощеводство также получило развитие в пригородных зонах около больших городов (теплицы), на садовых и огородных участках личных хозяйств населения.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства включа­ет в себя разведение крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. В некоторых районах России разводят лошадей (Бурятия, Тува, Алтай и др.), оленей (районы Крайнего Севера). Большое значение для отдельных районов также имеют пчеловодство (Башкирия, Дальний Восток) и пушное звероводство (Сибирь, Дальний Восток).

Зональная специализация характерна для животноводства так же, как и для растениеводства. Так, овцеводство ориентиро­вано на степную зону и предгорные районы (сухой климат, корма естественных пастбищ). Наиболее ценным продуктом овцеводст­ва в этих районах является шерсть.

Распространено разведение крупного рогатого скота, оно имеет различные направление - молочное, мясо-молочное и мяс­ное. Эти направления обусловлены климатическими условиями, наличием кормовой базы, породами животных и условиями их содержания. Молочное скотоводство распространено преимуще­ственно в более увлажненной лесной зоне, а мясное - в сухой ле­состепной и степной.

В животноводстве РФ в настоящее время производится 60 % всей товарной продукции сельского хозяйства и сосредото­чено 70 % всех основных производственных фондов. Однако все изменения в скотоводстве, происходящие в годы экономических преобразований, имеют выраженный негативный характер.

Рыбное хозяйство. Проблемы, пронизывающие эту страте­гическую отрасль Российского государства, уже выходят за рам­ки самой отрасли и требуют принятия решений на самом высо­ком уровне. Рыбная отрасль до сих пор не имеет чёткой законо­дательной базы.

Рыночные отношения внедрялись в систему управления от­раслью крайне болезненно. В результате раздельного акциониро­вания ныне выживают отдельно друг от друга система добычи, переработки и сбыта.

Россия превратилась в рынок сбыта готовой продукции иностранных государств. Это притом, что наша страна обладает самой большой в мире по протяженности береговой линией.

В свое время СССР занимал лидирующие позиции в искус­ственном разведении речных и морских видов рыб. Это требова­ло серьезных научных исследований. В настоящее время наша страна уступила лидирующие позиции в этой области Китаю, США, Японии и Норвегии.

Отсутствие экономических и слабость политических мер борьбы в совокупности со слабой законодательной базой отрасли способствуют усилению браконьерства в рыбной отрасли и кон­трабанды морепродуктов, а также усилению иностранного при­сутствия в зоне исключительных экономических интересов Рос­сии.

Значение транспорта как важной составной части хозяйст­венного комплекса определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможно без системы транспорта. Транспорт подразделяется на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубо­проводный и электронный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ уменьшился, изменилась его структура. Пассажирооборот сократился меньше, но его структура претерпела более существенные сдвиги. Не­смотря на спад грузовых и пассажирских перевозок, доля транс­порта в ВВП страны возросла за счет роста тарифов на перевозки. В результате перевозки многих видов сырья и продукции стали невыгодными.

Снизился целый ряд важных для отрасли экономических и технологических показателей, в том числе состояние и качество дорожный путей. Сокращение выпуска магистральных теплово­зов, грузовых вагонов, грузовых автомобилей негативно сказыва­ется на состоянии технического парка комплекса.

По протяженности железнодорожной сети - основного вида транспорта в России - страна уступает только США, а по протя­женности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает первое место в мире. Общая длина железнодорож­ных линий общего пользования - 90 тыс. км. По железнодорож­ным дорогам перевозится за год такое количество грузов, которое составляет около 50 % грузооборота всей транспортной сети страны.

Первые железнодорожные дороги в России были построе­ны в середине XIX в. В 1851 г. вступила в строй первая крупная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург.

В европейской части России основные железнодорожные магистрали имеют радиальное расположение и сходятся в Моск­ве. Такое расположение железных дорог связывают столицу со всеми экономическими районами и другими государствами мира.

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широт­ное направление и не столь густа, как в европейской части Рос­сии. Особое значение имело строительство Транссибирской ма­гистрали, начатое в 1892 г. одновременно с запада - от Челябин­ска через Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск -Иркутск и с востока - от Владивостока на Хабаровск. Сквозное сообщение было открыто по этой дороге в 1916 г. Построенная в 1913 г. линия Тюмень - Омск - Екатеринбург обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России.

Действуют широтные дублеры Транссибирской магистра­ли, и, прежде всего, Южно - Сибирская дорога: Карталы (станция в Челябинской обл.) - Акмола (ныне Астана) - Павлодар - Бар­наул - Артышта (станция около г. Кемерово), которая в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. была продолжена на восток через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск на Усть-Кут. Еще раньше (в период первой мировой войны) была построена линия Семипа­латинск - Барнаул - Новосибирск, дающая выход на Туркестано-Сибирскую магистраль: Луговая (станция около Алма-Аты) -Семипалатинск.

Для освоения нефтяных и газовых месторождений Запад­ной Сибири в 70-80-х годах была построена северная железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой в меридиональном направле­нии.

В 80-е годы строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Протяженность всей трассы от Усть-Кута до Комсомоль­ска-на-Амуре - 3145 км. На западе БАМ соединена с Трансси­бирской магистралью участком Усть-Кут - Тайшет, а на востоке ее продолжением является дорога от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, которая была построена еще в 1945 г.

Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км.

Основными грузами железнодорожного транспорта явля­ются каменный уголь (23 %), строительные грузы (16 %), нефть и нефтепродукты (15 %), руда железная и марганцевая (8,6 %), чер­ные металлы (6 %), лесные грузы (4,5 %), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция маши­ностроения и др.

Основные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне, также значительные перевозки осуществляются из Ук­раины (Донбасс) и из Казахстана (Караганда). Уголь доставляется на Урал, в центральные районы, в Поволжье. Основные грузопо­токи нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урала, Повол­жья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Основные грузопотоки черных металлов определяются обменом продукцией между металлурги­ческими базами Центральной, Сибирской и Южной (на Украине) и тесными связями с потребителями: Центр, Северный Кавказ, Северо-Запад. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.

Изменившееся (после распада СССР) геополитическое по­ложение России отрицательно сказалось на осуществлении же­лезнодорожных связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана железными дорогами с государствами Восточной и За­падной Европы только через страны ближнего зарубежья (Ук­раину и Белоруссию). Прямой выход имеет только железная до­рога из Калининграда на запад, но сама Калининградская область - отдельный анклав на побережье Балтийского моря. Отрезана ныне Россия и от морской железнодорожной переправы Ильи-чевск - Варна (оставшейся за Украиной).

Осуществляется переориентация железнодорожных пере­возок из России в страны Европы, например, через территорию Финляндии и ее порты вместо выхода к портам в государствах Балтии. Приступили к строительству 126- километровой желез­ной дороги в Карелии: от станции Коцкома на магистрали Моск­ва - Мурманск (и далее на запад, к железным дорогам Финлян­дии). Единая ширина рельсовой колеи - реальность транспортной сети России, Финляндии и Эстонии - определяет конструктивный характер сотрудничества.

Имеется разрыв транспортно-экономической связи и с дру­гими странами. Например, даже участок Транссиба проходит че­рез территорию сопредельного государства Казахстана, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Ка­захстан, по технико-экономическим данным не в состоянии про­пустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Средне- и Южносибирской железных дорог.

Актуальна и проблема нерациональных перевозок на же­лезнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяй­ства страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: