Создание международных транспортных коридоров

Авиационный транспорт

Это наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время са­мый быстрый. Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г (Москва - Нижний Новгород).

В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связы­вающих важнейшие промышленные центры страны, а также Мо­скву со столицами стран СНГ, столицами и городами многих го­сударств мира. Развито воздушное сообщение между крупными городами и курортами. Москва с несколькими авиапортами -Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово - стала главным узлом воздушных линий всей страны.

Исключительно важную роль играет авиационный транс­порт для районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, удаленных за тысячи километров от центра страны и часто недоступных для других видов транспорта.

Кроме перевозки грузов и пассажиров, самолеты граждан­ской авиации используются в разных отраслях народного хозяй­ства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательных работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др.

Развитая транспортная сеть создает условия для поддержа­ния и развития международных связей. Через территорию РФ осуществляют перевозку своих грузов многие страны СНГ, в её транспортных путях заинтересованы также страны дальнего за­рубежья (как европейские, так и азиатские). Поэтому Россия при­нимает участие в создании международных транспортных ко­ридоров (МТК). Транспортные сети других постсоветских рес­публик также адаптируются к новым реалиям участия в процес­сах глобализации и регионализации мировой экономики.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге представителями России, Ирана и Индии подписано соглашении о создании международ­ного транспортного коридора «Северо-Юг» (из Индии через ре­гион Персидского залива в Каспийское море, далее с выходом на железные дороги России и стран Европы). По сравнению с мар­шрутом через Суэцкий канал транспортировка грузов по этому коридору уменьшит затраты и сократятся сроки доставки. Это соглашение является открытым для участия других стран. Уже выразили желание присоединиться к нему Казахстан, Азербай­джан и Латвия.

Под эгидой ООН ведется работа по созданию евроазиат­ских трансконтинентальных магистралей с участием России. Это магистраль Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров - Япония с ответвлениями на Казахстан, Китай и Монголию. Магистраль «Северный луч» (северный коридор трансъевроазиатской магистрали), которая будет проходить по территории Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии. Предусматриваются открытия контейнерных маршру­тов из Китая: Шанхай - Москва; Урумчи - Москва.

Конкурентом международных транспортных коридоров че­рез территорию России выступает проект ТРАСЕКА, создавае­мый по инициативе и с финансированием Европейского Союза (в рамках программы ТАСИС). Это транспортный мост Европа -Азия через страны СНГ, входящий в региональный блок ГУ У AM. Россия также подала заявку на участие в ТРАСЕКА и предложи­ла включить свои транспортные коридоры в этот международный транспортный проект. Руководители нашей страны исходят из того факта, что в ближайшие десятилетия грузооборот между Ев­ропой и Азией будет увеличиваться. А расширение международ­ного сотрудничества без создания широкомасштабного транс­портного коридора и без участия России практически невозмож­но.

ГЛАВА 10. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕР­РИТОРИИ РФ

Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому ре­гиональный анализ её экономических районов имеет особый смысл. Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками «ближнего зарубежья».

Страна обладает огромными ресурсами и ёмким внутрен­ним рынком. Освоение территории происходило ассиметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на вос­токе и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшаф­ты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным эко­номическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.

10.1 Роль экономического районирования в рациональ­ном размещении хозяйства

Экономическое районирование - это выделение террито­рий, отличающихся своей специализацией хозяйства в террито­риальном разделении труда. А отраслью специализации счита­ется та отрасль, производство продукции которой обеспечено ме­стными ресурсами на длительное время, себестоимость её ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает по­требности сразу нескольких экономических районов страны. То есть продукцию можно вывозить за пределы района.

Экономические районы в РФ формировались под воздейст­вием различных сочетаний природных, экономических и соци­альных условий.

На территории России выделяют 11 экономических рай­онов: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальне­восточный. Как отдельный подрайон рассматривается Калинин­градская область.

Роль экономического районирования проявляется в сле­дующих основных направлениях:

¾ является основой территориального управления народным хозяйством России;

¾ на основе существующей системы экономических районов строятся материальные и другие балансы в территориальном разрезе, которые в свою очередь используются при разработ­ке целевых и региональных программ;

¾ экономическое районирование служит предпосылкой совер­шенствования территориального развития экономики. Оно имеет первостепенное значение для организации региональ­ного управления экономикой. Последнее приобретает особую значимость в связи с приобретением в настоящее время ре­гионами России экономической самостоятельности;

¾ служит фактором повышения производительности общест­венного труда, поскольку связано со специализацией районов на определенных видах производств;

¾ служит основой рационального и эффективного размещения

¾ производительных сил.

Оценка перспектив социально-экономического развития России и её регионов (экономических районов или федеральных округов) является предметом исследований ряда институтов РАН, научно-исследовательских коллективов. Они оценивают ход реформ в субъектах Российской Федерации, выделяют поло­жительные и отрицательные сдвиги и тенденции, обосновывают сценарии развития отдельных отраслей экономики и регионов. Среди организаций, осуществляющих также расчеты, можно от­метить Институт экономики РАН, Центр конъюнктуры при Пра­вительстве РФ, Институт экономики переходного периода, Совет по изучению производительных сил (СОПС), Институт междуна­родных экономических и политических исследований РАН, Центр исследования промышленной политики, Центр постсоветского экономического развития и сотрудничества и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: