Это наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г (Москва - Нижний Новгород).
В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающих важнейшие промышленные центры страны, а также Москву со столицами стран СНГ, столицами и городами многих государств мира. Развито воздушное сообщение между крупными городами и курортами. Москва с несколькими авиапортами -Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово - стала главным узлом воздушных линий всей страны.
Исключительно важную роль играет авиационный транспорт для районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, удаленных за тысячи километров от центра страны и часто недоступных для других видов транспорта.
Кроме перевозки грузов и пассажиров, самолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательных работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др.
Развитая транспортная сеть создает условия для поддержания и развития международных связей. Через территорию РФ осуществляют перевозку своих грузов многие страны СНГ, в её транспортных путях заинтересованы также страны дальнего зарубежья (как европейские, так и азиатские). Поэтому Россия принимает участие в создании международных транспортных коридоров (МТК). Транспортные сети других постсоветских республик также адаптируются к новым реалиям участия в процессах глобализации и регионализации мировой экономики.
В 2000 г. в Санкт-Петербурге представителями России, Ирана и Индии подписано соглашении о создании международного транспортного коридора «Северо-Юг» (из Индии через регион Персидского залива в Каспийское море, далее с выходом на железные дороги России и стран Европы). По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал транспортировка грузов по этому коридору уменьшит затраты и сократятся сроки доставки. Это соглашение является открытым для участия других стран. Уже выразили желание присоединиться к нему Казахстан, Азербайджан и Латвия.
Под эгидой ООН ведется работа по созданию евроазиатских трансконтинентальных магистралей с участием России. Это магистраль Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров - Япония с ответвлениями на Казахстан, Китай и Монголию. Магистраль «Северный луч» (северный коридор трансъевроазиатской магистрали), которая будет проходить по территории Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии. Предусматриваются открытия контейнерных маршрутов из Китая: Шанхай - Москва; Урумчи - Москва.
Конкурентом международных транспортных коридоров через территорию России выступает проект ТРАСЕКА, создаваемый по инициативе и с финансированием Европейского Союза (в рамках программы ТАСИС). Это транспортный мост Европа -Азия через страны СНГ, входящий в региональный блок ГУ У AM. Россия также подала заявку на участие в ТРАСЕКА и предложила включить свои транспортные коридоры в этот международный транспортный проект. Руководители нашей страны исходят из того факта, что в ближайшие десятилетия грузооборот между Европой и Азией будет увеличиваться. А расширение международного сотрудничества без создания широкомасштабного транспортного коридора и без участия России практически невозможно.
ГЛАВА 10. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РФ
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ её экономических районов имеет особый смысл. Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками «ближнего зарубежья».
Страна обладает огромными ресурсами и ёмким внутренним рынком. Освоение территории происходило ассиметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.
Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.
10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
Экономическое районирование - это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. А отраслью специализации считается та отрасль, производство продукции которой обеспечено местными ресурсами на длительное время, себестоимость её ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны. То есть продукцию можно вывозить за пределы района.
Экономические районы в РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
На территории России выделяют 11 экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Как отдельный подрайон рассматривается Калининградская область.
Роль экономического районирования проявляется в следующих основных направлениях:
¾ является основой территориального управления народным хозяйством России;
¾ на основе существующей системы экономических районов строятся материальные и другие балансы в территориальном разрезе, которые в свою очередь используются при разработке целевых и региональных программ;
¾ экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики. Оно имеет первостепенное значение для организации регионального управления экономикой. Последнее приобретает особую значимость в связи с приобретением в настоящее время регионами России экономической самостоятельности;
¾ служит фактором повышения производительности общественного труда, поскольку связано со специализацией районов на определенных видах производств;
¾ служит основой рационального и эффективного размещения
¾ производительных сил.
Оценка перспектив социально-экономического развития России и её регионов (экономических районов или федеральных округов) является предметом исследований ряда институтов РАН, научно-исследовательских коллективов. Они оценивают ход реформ в субъектах Российской Федерации, выделяют положительные и отрицательные сдвиги и тенденции, обосновывают сценарии развития отдельных отраслей экономики и регионов. Среди организаций, осуществляющих также расчеты, можно отметить Институт экономики РАН, Центр конъюнктуры при Правительстве РФ, Институт экономики переходного периода, Совет по изучению производительных сил (СОПС), Институт международных экономических и политических исследований РАН, Центр исследования промышленной политики, Центр постсоветского экономического развития и сотрудничества и др.