Трубопроводный транспорт

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт в основном используется при перевозке небольших потоков грузов и пассажиров на короткие расстояния. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Важ­ное место в перевозках грузов автотранспорту принадлежит в тех районах, где нет других видов транспорта, например в некоторых районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Велико значение автомобильного транспорта в обслужива­нии промышленности и сельского хозяйства, торговой сети и строительства.

Протяженность автомобильных дорог в современной России - более 920 тыс. км в том числе с твердым покрытием - 750 тыс.км. Однако в России не хватает автомобильных дорог. Спе­циалисты считают, что для минимального удовлетворения соци­ально-экономических потребностей регионов требуется не менее 1,5 млн. км дорог. При этом особое дело - качество дорог. Во многих регионах до 40 % дорог не имеют твердого покрытия. Многие жители не имеют надежного выезда даже в региональные

центры.

В составе дорог с твердым покрытием на долю федераль­ных приходится 45,4 тыс.км. Остальные дороги - внутрихозяйст­венные и ведомственные. Для сравнения: в США- 300 тыс. км федеральных дорог, которые составляют костяк автодорожной

сети.

Даже при сравнении с автодорожной системой стран «ближнего зарубежья» (бывших республик СССР) получается, что Россия занимает последнее место - 24 км дорог на 1000 км2 территории. Государства Балтии имеют 300-330 км, Азербайджан

и Молдова - по 290 км.

По уровню обеспеченности автодорожной сетью террито­рию России можно разделить на три зоны: Европейская - с отно­сительно развитой сетью дорог (более 100 км на 1000 км"). Как правило, города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием; Южная зона - с неразвитой и локальной се­тью (около 40 км на 1000 км2); Северная зона, включающая почти всю Сибирь и Дальний Восток - это сплошное бездорожье. Авто­транспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуж­даются, а имеющиеся дороги используют сезонно (например, «зимники»). Следует отметить, что и места здесь практически

безлюдные.

Необходимо также отметить, что в России производится 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производ­ства в СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие ав­томобильного транспорта.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей се­бестоимостью и используется для перекачки газа, нефти, нефтепродуктов. Его удельный вес в общем грузообороте постоянно возрастает. Размещение трасс трубопроводов существенно отли­чается от направлений железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет проклады­вать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функ­ционировать в любых климатических и погодных условиях, поте­ри при транспортировке минимальны.

Нефтепроводы появились в России еще в начале XX в. (Ба­ку-Батуми). В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано с открытием новых месторождений нефти в Волго-Уральском районе, а затем в Западной Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала), централь­ные, западные районы России и далее в государства Зарубежной Европы. Вдоль трасс нефтепроводов, за многие тысячи километ­ров от мест добычи ценного сырья, выросли нефтеперерабаты­вающие заводы.

Первый 800-километровый магистральный газопровод (Са­ратов-Москва) был построен в 1947г. Сеть магистральных газо­проводов позволила перевести ряд крупных электростанций на газ. Тысячи городов и населенных пунктов также газифицирова­ны.

В настоящее время в России проложено свыше 217 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе газопроводных маги­стралей, включая газопродуктовы - более 150 тыс. км, нефтепро-водных - более 47 тыс. км, нефтепродуктовых - более 19 тыс. км. Транспортировка продукции ТЭК трубопроводным транспортом составляет 30% общего объема грузооборота. По системе магист­рального трубопроводного транспорта перемещается 100 % до­бываемого в стране газа, 99% добываемой нефти, более 50 % про­изводимых нефтепродуктов.

Перспективы развития нефтепроводного транспорта преду­сматривают экспорт российской нефти и транзит нефти из стран СНГ через территорию России по четырем основным направле­ниям:

1) на западе страны - новое северо-балтийское;

2) в центральных районах - центрально-европейское, тра­диционное для России;

3) на востоке - тихоокеанское (в ближайшее время) и вос­точно-сибирское (в долгосрочной перспективе);

4) на юге - каспийско-черноморско-средиземноморское.

Увеличение разветвленности и создание новых направле­ний позволит не только повысить загрузку действующей сети нефте- и нефтепродуктопроводов, но и будут способствовать ре­конструкции действующих и строительству новых морских пере­валочных комплексов на российском побережье Балтийского и Черного морей.

Газотранспортная система России получит дальнейшее раз­витие через реализацию таких известных проектов, как «Голубой поток», «Ямал-Европа», Североевропейский газопровод. Китай­ский газовый проект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: