Трактовка свободы

Антропология экзистенциализма

Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего». Бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. Чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться от всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность» своего существования.

Человек (не как творец своей судьбы и повелитель мироздания), но как конечное существо, «вбро­шенное в мир» (■ «Как я оказался в этом мире, почему со мной не посоветовались, а просто сунули в один ряд с другими»). Человек сможет понять себя через акты любви и веры в Бога (■ жизнь как погоня за наслаждениями уподобляется дырявому кувшину (С. Кьеркегор)).

Неподлинное существование человека обусловлено тем, что общество есть сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, это некое безличное «Оно», которое нивелирует индивидуальное, навязывает нравы, вкусы, взгляды, убеждения (М. Хайдеггер).

Человек, зараженный страхом смерти, ищет убежища в обществе. Он уходит в мир обыденности, что­бы тем самым убежать от самогосебя, т.к. быть личностью неизмеримо труднее для человека, чем погрузиться в вещный мир обыденности, где человек не свободен в сво­их поступках, не определяет сам себя, а определяется извне.

Если же человек покидает мир повседневности, то он сам выби­рает, сам решает за себя, руководствуясь внутренним голосом своей экзистенции, голосом совести, поэтому и ответственность за все поступки ложится на него самого, ибо теперь он свободен: ■ «Я прекрасен или безобразен, сын пролетария или потомок знаменитости, идет дождь или печет солнце – это факты, против которых я ничего не могу сделать. Но я хозяин своего отношения к этим независимым от меня образам бытия; я могу гордиться ими или стыдиться их. Я не выбираю их. Но я выбираю точку зрения, с которой я их рассматриваю».

Свобода есть трансцендентная необходимость, которая отсутствует в предметном мире. Свобода

-) проявляется в свободе выбора из-за «зова экзистенции», в контексте которого человек «осужден быть свободным» (К. Ясперс);

-) это выбор человеком своего бытия, свобода желать (человек таков, каким он себя свободно выбирает), свобода разрывает цепь причинности, это «дыра в бытии»(Ж.‑П. Сартр);

-) человеческая жизнь абсурдна, а единственная правда в жизни – это непокорство, бунт против всемирного абсурда, мятеж против судьбы (А. Камю).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: