Персонализм

Философская антропология

Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, социологии, этнологии.

Человек:

-) способен отрешиться от давления биологических потребностей;

-) дистанцироваться от окружающей среды;

-) принцип существования человека – внежизненный дух, который тормозит и сублимирует органические влечения;

-) «эксцентричность» человека – способность выхода из непосредственного существования за счёт всей организации человека (М. Шелер).

Источник человеческой деятельности – в биологической «недостаточности» человека (несовершенство органов, редукция инстинктов, конституционная неопределённость). Человек не укоренён в природе, он есть лишённое прочной позиции животное. Человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции, его переполненность восприятия неспецифическими раздражениями вызывает их «разгрузку» посредством:

-) культуры как символической обработки внешних данных, которая завершается в языке (это превращает человека в «культивируемое существо»), что позволяет снизить давление среды;

-) институтов как заменителей несовершенных человеческих инстинктов (А. Гелен).

Синтетическая философия человека должна представлять собой синтез социально-культурных и органических форм его бытия посредством использования специфических терминов:

-) естественная искусственность – человек «ведёт» свою жизнь, то есть, становится тем, кем он изначально является;

-) опосредованная непосредственность – человек живёт, сохраняя онтическую дистанцию к внешнему миру:

--) отношение к миру – опосредованное,

--) знание о мире – непосредственное;

-) утопическое местоположение – человек лишён основания, поэтому ему нужны трансцендентные опоры, что создаёт специфически человеческую ситуацию, определяемую как «эксцентрическая позициональность» (Х. Плеснер).

Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир представляется проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Впервые термин персонализм употребил Ф. Шлейермахер в работе «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799).

Основы персонализма заложены в антифизикалистских и антинатуралистических интерпретациях природы человека:

-) внутренний опыт человека первичен по отношению к враждебному окружающему миру (М.Ф.П. Мен де Биран);

-) разграничение между:

--) пространственным миром статического необходимого закона и

--) спонтанным, активным, развивающимся миром живущих индивидов (Ф. Равессон);

-) «философия чувства и веры» (Ф. Якоби);

-) «теологическая этика» (Х. Тиллике);

-) «социальное христианство» (Ш. Пеги);

-) концепция надвитального предназначения человека (М. Шелер);

-) философская традиция экзистенциализма.

Личность понимается не как реальная человеческая личность, но как «первоэлемент» бытия, как определённая духовная сущность, которой свойственны активность, воля, самосознание. Личность трактуется как категория высшего порядка и в онтологическом (как реальность), и в аксиологическом (как ценность) планах. ■ «Абсурдной является сама идея реальности, трансцендентной по отношению к совокупности всех сознаний. Личность и ее опыт суть единственные реальности» (Б.П. Баун).

Три вектора существования личности:

-) экстериоризация – самоосуществление личности вовне, в миру (■ «деятельность человека – это его завершение, ткань его жизни» (Э. Мунье)) в форме искусства, личного общения, коммуникации, где «встреча «Я» с «Ты» задаёт особые формы существования – прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух «Я» есть ■ «незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений» (Э. Мунье), а горизонт коммуникативной сферы задаётся через перспективу трансценденции: ■ «чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог» (М. Недонсель) и именно в этом смысле личность становится творческой и творящей;

-) интериоризация – духовная самоуглублённость, то есть, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире, в пространстве свободы: ■ «наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении – это потребность человеческой души в свободе» (Р.Т. Флюэллинг), то есть, благодаря субъективному, внутреннему жизненному опыту человек точнее и глубже познаёт реальность, чем благодаря информации, получаемой извне в процессе восприятия;

-) трансценденция – (■ «бездна личностной трансценденции» (Э. Мунье)) – ориентация на высшую самореализацию, возможную как в стремлении к высшим божественным ценностям – истине, красоте, благу, так и в акте веры как духовного единения (коммуникации) с Богом: ■ «Верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения – факте доверия», что дополняется аргументацией герменевтического характера: «Человек – это требование смысла, Бог – это смысл мира, мир – это язык Бога» (Ж. Лакруа).

Вся история человечества есть история развития персонального духа, стремящегося к достижению царства Божьего (Р.Т. Флюэллинг), личность же рассматривается как единственный субъект истории и культуры в противовес народным массам, которая должна утвердить в процессе взаимодействия с природой и обществом свою самость, своё неповторимое и уникальное «Я» (Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О, Лосский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: