Проблема субстанции социального

Специфика социальной философии

Социальная философияраздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития, а также рассматривает человека как субъекта социальной деятельности.

Предмет социальной философии – исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Метод социальной философии решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.

Социальноеэто совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы. В процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни общества

-) античный космоцентризм (Платон, Аристотель),

-) разновидности психологизма и психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх),

-) социальный биологизм (Г. Спенсер, А. Шеффле, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер),

-) этнополитика (Ш. Шампетье, А. де Бенуа, Р. Стойкерс),

-) геополитические модели (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, А. Мэхэн),

-) расология (Ж.А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Г. Лебон, Г. Гюнтер).

II. Бог – общество есть продукт божественной воли, в котором господствует идея всеобщего провиденциализма (А. Августин, Ф. Аквинский).

III. Сознание – сущность общества вывести из сознательных, разумных отношений, в которых:

-) люди жертвуют частью своих свобод государственной власти во имя соблюдения их прав на основе общественного договора (Д.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо),

-) люди, руководствуясь свободно-рациональными действиями, реализуют тем самым проект «абсолютной идеи» по нарастанию принципа свободы (Г.В.Ф. Гегель),

-) цементирующим моментом связи людей в рамках общественного организма является характер сознательных социальных действий индивидов (М. Вебер).

IV. Экономика – в обществе усматривается трансформация экономических отношений, выраженных в той или иной форме, степени и объёме:

-) доктрины классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо),

-) техницистские концепции (Л. Уайт, Г. Ленски, О. Тоффлер),

-) теории индустриального общества (Ж. Фурастье, Р. Арон, У. Ростоу),

-) теории постиндустриального общества (К. Кларк, Д. Белл, А. Турен),

-) теории информационного общества (М. Маклюэн, Й. Масуда, М. Кастельс),

-) марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин),

-) неомарксизм (А. Грамши, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Альтюссер),

-) постмарксизм (И. Валлерстайн),

-) неолиберальная австро-американская школа (Ф.А. фон Хайек, Л. фон Мизес).

IV. Политика – доктрины, в которых признаётся ведущая роль политических и духовных факторов, за которыми стоит сознательная воля индивидов:

-) философы (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ю. Эвола),

-) русские консерваторы (К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, С.Н. Сыромятников),

-) немецкие правоведы-государственники (К. Шмитт, В. Вебер, В. Гуриан, Х. Барион),

-) американские неоконсерваторы (Л. Штраус, И. Кристол).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: