Упражнения для языка

Упражнения для губ

Виды артикуляционных упражнений

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы.

2. Губы нейтральны, как при произнесении а.

3. Губы округлены, как при о, при у.

4. Чередование движений от а к и, от а к у и обратно.

5. Плавный переход от и к а, от а к о, от о к у и обратно.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2. «Язык желобком» или «язык трубочкой».

3. «Пощелкивание», «игра в лошадки».

4. «Язык чашечкой»

5. «Часики»

6. Совместные движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).

73. Организация и содержание логопедического обследования

ребенка дошкольного возраста.

На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей. Основополагающие принципы обследования речи детей, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования: комплексность, целостность и динамичность, должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования подчинены специфике его содержания.

Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком;

2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы;

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития:

а) общего (кратко);

б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, их подвижность.

10. Речь:

а) импрессивная;

б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

11. Логопедическое заключение.

74. Организация и содержание логопедического обследования

ребенка школьного возраста.

На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей. Основополагающие принципы обследования речи детей, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.

Цель обследования — выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма. В процессе обследования определяется степень выраженности, характер, вид нарушений, что дает возможность определить направления коррекционно-логопедической работы.

При обследовании детей с нарушениями письменной речи учитывается состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами-специалистами.

Обследование проводится с учетом таких основных принципов, как принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.

Наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.

Схема обследования детей школьного возраста включает следующие разделы.

1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.

2. Анамнез.

3. Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.

4. Речевая моторика.

5. Слуховая функция.

6. Состояние звукопроизношения.

7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.

8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).

9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи.

10. Особенности динамической стороны речи.

11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).

13. Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).

В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи.

75. Структура речевой карты, логопедическое заключение.

Результаты логопедического обследования заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

1. Паспортные данные.

2. Анамнез.

3. Данные объективного обследования специалистов.

4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

5. Состояние общей и мелкой моторики.

6. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность органов артикуляции)

7. Произносительная сторона речи.

1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков);

2) произношение слов с различным слоговым составом.

8. Состояние фонематических процессов.

9. Результаты обследования лексико-грамматического строя речи.

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности словообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);

10. Проявления заикания (для заикающихся детей).

11. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):

а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;

б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.

12. Чтение:

а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;

б) характеристика овладения техникой чтения;

в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.

13. Логопедическое заключение.

14. План коррекционной работы.

15. Результаты исправления речи.

76. Документация и оборудование логопедического кабинета.

Перечень обязательной документации учителя-логопеда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи:

- коллегиальное заключение РПМПК;

- речевые карты;

- журнал учета движения детей;

- годовой план работы;

- календарно-тематический план логопедических фронтальных занятий;

- планы-конспекты фронтальных занятий;

- индивидуальные тетради детей;

- тетрадь взаимосвязи логопеда с другими специалистами ДОУ;

- расписание занятий и циклограмма рабочего времени;

- журнал учета коррекционных занятий;

- журнал профилактической работы;

- отчет о профилактической работе;

- отчет об эффективности работы (с аналитической запиской по пунктам годового плана).

Перечень оборудования логопедического кабинета.

1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х100 1

2. Зеркало для индивидуальной работы 9х12 8-10

3. Логопедические зонды и шпатели

4. Умывальник взрослый

5. Навесная доска 1

6. Шкафы для пособий 2-3

7. Стол канцелярский 1

8. Стулья 6-10

9. Детские столы не менее 4

10. Разрезная азбука настенная 1

11. Касса букв 10

12. Песочные часы 1

13. Секундомер 1

14. Метроном 1

15. Магнитофон 1

16. Проигрыватель 1

17. Набор кассет, пластинок

18. Компьютер 1

19. Дискеты

20. Диапроектор или фильмоскоп 1

21. Кодоскоп 1

22. Экран

23. Учебные пособия

24. Настольные игры, игрушки, пособия

77. Основные направления и содержание

индивидуальной коррекционной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: