Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».

Если длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр», то необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др», а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр». В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-ра», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т].

Автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р’] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р’]. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р’], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р’]. В этих случаях следует автоматизировать звук [р’] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р’].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

68. Методы и приемы коррекции ламбдацизма.

Для правильного произношения звука [л] надо выработать: подъем кончика языка вверх; подъем задней части спинки языка вверх; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю между боковыми краями языка и коренными зубами; нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л].

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л’], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л’] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои особенности.

При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л’], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

В случаях, когда долго не поднимается корень языка, можно использовать следующие приемы:

— предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне;

— механическая помощь: двумя пальцами — указательным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в]. При замене звука [л]звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

70. Методы и приемы логопедической работы при нарушениях

твердости и мягкости согласных.

Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков:

По подражанию: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, апа — апя, ап — апь, та — тя, атаатя, ат — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ре­бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.

Дополнительные приемы: ребенку предлагают:

— длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п'], с некоторым придыханием;

— перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь;

— закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их;

— затем вводить слоги и слова с другими гласными.

Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].

Механический способ постановки:

В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н'].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т].

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л'].

Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

71. Методы и приемы логопедической работы при нарушениях озвончения.

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] —> [д] —> [г].

Подготовительные упражнения: а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.

Общие приемы для постановки звонких звуков:

1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.

3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.

4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными.

Специфические приемы:

От опорного звука [в]. Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса —> в). Либо ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Варианты:

— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз; — установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш].

Постановка звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать со звука [б]:

— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

— прежде всего, следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, паба, та — да;

«обходной» путь: произносятся слоги ба-ба-ба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:

— звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га; — можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»); —механический способ постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя.

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих.

72. Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, сложная работа, которая выполняется логопедом с каждым ребенком индивидуально.

2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: