Как ценности личностной

Вопрос 2. Ценности и цели образования

Образование как ценность

Система образования и воспитания— наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

- ценности образования как ценности государственной,

- как ценности общественной,

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.

В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности. Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

Образование как результат

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

В зависимости от полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.

Педагогические цели современной школы

Педагогическим целям издревле уделялось постоянное внимание. Каждый ученый и педагог-практик стремился уточнить цели современной ему школы. Можно обнаружить два основных направления, по которым шла их разработка. Первое направление при разработке целей предусматривает, прежде всего, потребность общества, поэтому ученые разрабатывали требования к воспитанию ребенка, исходя из задач государства, общества, сословия. Представители этого направления требовали воспитания воина (Плутарх), гармонически развитого гражданина (Платон), гражданина-патриота (революционеры-демократы), всесторонне развитой личности (основоположники марксизма). Таким образом, разработка и обоснование педагогических целей производилась по ценностному, телеологическому признаку: высшей целью считается цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства.

В основу второго направления исторически положен принцип природосообразности (В. Ратихий, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский). Развивая этот принцип в новых условиях, современные педагоги и психологи приходят к необходимости разработки экологической педагогики, поднимают проблему экологии ребенка (Ш.А. Амонашвили), гуманистической педагогики (К.Р. Роджерс, В.А. Сухомлинский). Это направление требует обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, на его целостность (Б.Г. Ананьев, В.С. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И.А. Ильин, В. Франкл), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Л.С. Рубинштейн), на его интегративные качества (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон). Иначе говоря, разработка педагогических целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств.

Обозначенные направления отражают объективные тенденции развития педагогики, поэтому разработка педагогических целей должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). Отсюда главная цель современной школы - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

Основные ориентации: человек как главная ценность общества; его любовь и свобода; жизнь человека, природы, планеты; познание (информация, знание, истина); труд как средство существования и выживания, как источник познания, творчества, профессии; Отечество (свобода и демократия, мир и безопасность, национальное самосознание и национальная культура, добровольное выполнение гражданских обязанностей); красота (искусство, эстетика, красота духа и тела, красота труда, быта, природы); материальные ценности (вещи, деньги, капитал, частная и другая собственность).

Появление новой составляющей ее части - педагогики индивидуальности - предполагает появление новых принципов. К ним можно отнести:

- антропологический принцип: уважение к человеку, к его достоинству, к его интересам и потребностям. Этот принцип призывает нас изучать индивидуальность человека во всей ее полноте и способствовать развитию ее сущностных сил. Целостное человекознание - та область, в которой индивид найдет ответы на вопросы о том, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с самим собой и окружающими. Знание человеком своего субъективного мира должно затронуть глубинную человеческую сущность;

- принцип свободы независимого развития человека. Начало и конец педагогики заключаются в том, что ребенок - человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным, он имеет право на чувство собственного достоинства. Но его в то же время необходимо обучать свободе своей жизнедеятельности: свободе в выборе целей и средств их достижения, свободе действия, свободе восприятия. Свобода рассматривается, с одной стороны, как самоценное, сложноструктурное личностное образование, с другой - как форма индивидуального бытия, как необходимое условие полноценного проявления и развития собственно человеческого начала в человеке;

- принцип реальности человеческого бытия: никто не может быть средством для блага другого, каждый сам добивается своих целей;

- принцип самореализации: дело не в "проектировке личности" (А.С. Макаренко), а в признании разносторонности человека и его способности самому определять свою жизнь, взгляды, деятельность и поведение. Педагог должен осознавать свою ответственность - сознавать свою роль помощника (а не руководителя) в развитии индивидуальности ребенка и действовать, прежде всего, в его интересах;

- принцип мотивации: становление целостной мотивации, а не только мотивации учения, содействует самосовершенствованию индивидуальности человека. Необходимо учитывать наличие у индивида не только мотивации познания, но и мотивации труда, достижения, мотивации аффилиации, мотивации самопознания и самосовершенствования, мотивации конфликта и др.;

- наконец, принцип целостности: необходимо формировать целостного человека (а не только личностные качества) - гармонично развивать все сферы психического мира человека, интегративные личностные и психические качества. Развивая эти идеи, мы должны идти от технократизма к гуманизму в образовании, от задачи формирования только знаний к задаче общего развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: