Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Воспитание – свойство и потребность человеческого организма. Воспитание – это и поведение человека…
Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Составных частей этого процесса много. Лучше всего выделять и анализировать их по источнику и месту возникновения. Источники для современного школьника и студента:
· Общение с людьми;
· Средства массовой коммуникации,
· Книги,
· Семья,
· Родственники,
· Друзья,
· Группы,
· Компании,
· Школа,
· Труд,
· Самообслуживание и др.
Раньше считалось, что наибольшее воспитательное воздействие оказывает семья. Сейчас это утверждение спорно.
В структуре воспитания важно выделить две составляющие: внутреннюю (самовоспитание) и внешнюю (внешнее воспитательное воздействие).
В процессе воспитания выделяются целевая, содержательная и процессуальная стороны. Для понимания целостности процесса необходимо педагогическое абстрагирование.
|
|
Процесс воспитания имеет ряд особенностей.
Процесс формирования личности имеет управляемый, контролируемый характер.
Поэтому ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного формирования личности.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ в современном понимании – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Здесь есть определенные гарантии получения заданных параметров личности.
Но есть и постоянно текущее неуправляемое, неконтролируемое воспитание, где цели размыты и не всегда понятны.
Процесс воспитания многофакторный. Здесь проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Субъективные – внутренние свойства и потребности личности воспитуемого. Объективные – условия, в которых личность живет и формируется.
Особенности воспитательного процесса:
СЛОЖНОСТЬ воспитательного процесса – его результаты не так явственно ощутимы, и не так быстро проявляются, как в процессе обучения. Воспитательный процесс динамичен, подвижен, изменчив.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ воспитательного процесса. Он длится всю жизнь.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ. Процесс школьного и вузовского воспитания – процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
КОМПЛЕКСНОСТЬ – процесс воспитания комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса.
ВАРИАТИВНОСТЬ – или неоднозначность. В одних и тех же условиях результаты могут быть разными.
НЕОПРЕДЕЛЁНННОСТЬ – невозможность точно предсказать результат.
ДВУСТОРОННИЙ характер процесса воспитания. Идёт в двух направлениях – от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и наоборот (обратная связь). Управление процессом строится на обратных связях.