Воспитание. Приоритетные стратегии современного воспитания

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Воспитание – свойство и потребность человеческого организма. Воспитание – это и поведение человека…

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Составных частей этого процесса много. Лучше всего выделять и анализировать их по источнику и месту возникновения. Источники для современного школьника и студента:

· Общение с людьми;

· Средства массовой коммуникации,

· Книги,

· Семья,

· Родственники,

· Друзья,

· Группы,

· Компании,

· Школа,

· Труд,

· Самообслуживание и др.

Раньше считалось, что наибольшее воспитательное воздействие оказывает семья. Сейчас это утверждение спорно.

В структуре воспитания важно выделить две составляющие: внутреннюю (самовоспитание) и внешнюю (внешнее воспитательное воздействие).

В процессе воспитания выделяются целевая, содержательная и процессуальная стороны. Для понимания целостности процесса необходимо педагогическое абстрагирование.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей.

Процесс формирования личности имеет управляемый, контролируемый характер.

Поэтому ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного формирования личности.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ в современном понимании – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Здесь есть определенные гарантии получения заданных параметров личности.

Но есть и постоянно текущее неуправляемое, неконтролируемое воспитание, где цели размыты и не всегда понятны.

Процесс воспитания многофакторный. Здесь проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Субъективные – внутренние свойства и потребности личности воспитуемого. Объективные – условия, в которых личность живет и формируется.

Особенности воспитательного процесса:

СЛОЖНОСТЬ воспитательного процесса – его результаты не так явственно ощутимы, и не так быстро проявляются, как в процессе обучения. Воспитательный процесс динамичен, подвижен, изменчив.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ воспитательного процесса. Он длится всю жизнь.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ. Процесс школьного и вузовского воспитания – процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

КОМПЛЕКСНОСТЬ – процесс воспитания комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса.

ВАРИАТИВНОСТЬ – или неоднозначность. В одних и тех же условиях результаты могут быть разными.

НЕОПРЕДЕЛЁНННОСТЬ – невозможность точно предсказать результат.

ДВУСТОРОННИЙ характер процесса воспитания. Идёт в двух направлениях – от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и наоборот (обратная связь). Управление процессом строится на обратных связях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: