Цель: Ознакомление ссущностью и функциями планирования в управлении здравоохранением
План лекции:
1.Сущность и функции планирования в управлении здравоохранением.
2.Принципы и задачи планирования.
3.Бизнес-планирование.
1.Планирование это рациональный логический процесс для осуществления запланированного результата. Конечный результат прогнозируется заранее с помощью тщательно продуманной процедуры оценки и анализа полученной информации.
Достижение желаемого конечного результата также зависит от обратной связи между полученными промежуточными ре результатами и планируемыми показателями (индикаторами), что позволяет пересмотреть прежние планы и внести в них коррективы или же начать составление новых.
Тот период времени, на который производится планирование, называется «горизонтом времени планирования». Можно говорить о том, что горизонт планирования близок или далек. Насколько далеко в будущее можно планировать деятельность
медицинского учреждения? При планировании для организации «наилучшего» горизонта не существует. Как правило, большинство организаций стараются планировать свое будущее по крайней мере на 3 года.
|
|
Независимо от временного горизонта планирования необходимо, чтобы деловой план организации был составлен на текущий и следующий год. Такие годовые планы медицинского учреждения также называют «годовые деловые планы ЛПУ». Каждый год их составляет руководство ЛПУ, используя как отправной момент стратегическое планирование и создавая в итоге основу для ежегодного финансирования. Годовые деловые планы определяют, какие из целей медицинского учреждения будут достигнуты вданному году, какие для этого потребуются ресурсы и каким образом будут достигнуты намеченные цели и оценены (проанализированы) полученные конечные результаты.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И МИССИЯ ЛПУ. Основным смыслом делового плана ЛПУ является то, что планирование есть процесс принятия и реализации управленческих решений по использованию ресурсов для достижения основной цели (миссии) медицинского учреждения. При планировании определяют рациональные структуру и функции медицинского учреждения для того, чтобы «поставлять» на рынки медицинских услуг «продукцию» высокого качества по невысокой цене.
Бизнес- план медицинского учреждения — это принятие клинических управленческих решений сегодня относительно той ситуации, которая будет желательна для ЛПУ через год или два.
На основе принятой миссии ЛПУ разрабатываются более конкретные виды деятельности медицинского учреждения. Конкретные положения делового плана отражают цели и задачи ЛПУ. Они представляют собой иерархию положений, которые необходимо разработать, исходя из выбора приоритетов и ресурсных возможностей. Цели медицинского учреждения определяют качество, объем и структуру медицинской помощи с точки зрения ресурсов, в первую очередь финансов, размера рынка медицинских услуг, а также общественной выгоды и пользы для ЛПУ. Содержание целей ЛПУ в идеале должно оптимально фокусироваться на медицинских услугах и пациентах. Цели ЛПУ должны быть реальными, достижимыми и конкретными для медицинского учреждения. Они могут включать:
|
|
увеличение финансовых поступлений от платных услуг; освоение рынка ценных бумаг; создание выгод, привлекательных для инвесторов; программы расширения деятельности по прямым дого
ворам с предприятиями; получение дополнительного дохода от участия в целевых
программах; сокращение нецелевых затрат; уменьшение больничной летальности; снижение младенческой смертности; программы снижения смертности от сердечно-сосуди
стых заболеваний; использование экономических регуляторов для повыше
ния качества медицинской помощи и т. п.
3. Методология формирования Бизнес - плана
В любой организации ответственность за планирование ее будущего лежит на высшем должностном лице. В медицинском учреждении им является главный врач. Он должен корреспондировать другим лицам ответственность за выполнение многих конкретных задач планирования, в том числе и лечащему врачу.
Привлечение других сотрудников организации к участию в процессе разработки плана является очень важной частью деятельности главного врача. Планирование — это возможность наделить полномочиями других работников медицинского учреждения. Привлечение каждого уровня руководства ЛПУ к планированию дает его участникам ощущение собственной значимости, привязывает их к медицинскому учреждению. Группа лиц, принимающих непосредственное участие в планировании, называется обычно рабочей группой.
В группе планирования должны быть представлены все структурные подразделения больницы и, может быть, даже кто-то извне, чтобы представить интересы лиц, причастных к деятельности медицинского учреждения. Рабочая группа планирования деятельности ЛПУ не должна быть слишком большой, иначе она окажется неэффективной. В большинстве случаев достаточно, чтобы она состояла из 12—15 человек.
При отборе основных членов группы планирования необходимо, чтобы они были профессионалами в вопросах управления организацией. Такая группа должна состоять из главного врача и его заместителей, главного бухгалтера, экономиста, заведующих отделениями, представителей отдела кадров и вспомогательных служб, отдела медицинской статистики и т. д.На разных этапах планирования к обсуждению будущего ЛПУ должны быть подключены лечащие врачи, а также лица, небезразличные к деятельности медицинской организации: представители финансового отдела органов местной власти, территориального органа управления здравоохранением (ТОУЗ), территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) или его филиалов, страховых медицинских организаций (СМО), местных промышленных и деловых кругов. Необходимо помнить абсолютно прописную истину — достижение общего согласия в рамках процесса планирования является совершенно непременным условием. Еще раз напомним, что «хорошая идея, которой подвержен каждый, может быть осуществлена более успешно, чем великолепная идея, относительно которой нет общего согласия». Это непререкаемая реальность управления, которая была доказана во многих ситуациях. Необходимо ли согласие с разработанным деловым планом каждого работника медицинского учреждения? Абсолютно нет. Необходимо согласие только тех, кто оказывается непосредственно задействованным в процессе планирования, тех, кто является реальным исполнителем задуманного. В первую очередь это лечащие врачи. Для врачей важно, чтобы они были информированы о намечающихся изменениях в планах, чтобы были получены их поддержка и приверженность этим планам. Одно из средств для достижения этой цели состоит в том, чтобы вовлечь врачей в какой-либо аспект планирования: например, привлекать к участию в рабочей группе планирования или индивидуально приглашать для выработки какой-либо рекомендации, касающейся изменения в деловом плане ЛПУ. Чем больше врачей выражают согласие с предлагаемыми планами, тем успешнее они будут реализованы.
|
|
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС- ПЛАНА. Так как бизнес - план ЛПУ ориентирован на конкретные цели и ограничивается определенными временными рамками, при его разработке необходимо с самого начала продумать каждую задачу, оценить потенциальные затраты и суммарные выгоды, чтобы избежать необходимости значительной коррекции плана в случае его непригодности для конкретной ситуации.
На первом этапе разработки делового плана определяются первоочередные проблемы, которые необходимо решить с его помощью. Затем следует провести тщательный анализ существующих и определить необходимость дополнительных ресурсов, таких как кадры, финансы, медицинское оборудование, новые технологии и средства коммуникации.
После тщательной оценки ресурсов необходимо определить «индикаторы» исходной отметки и конечных результатов планирования, а также разработать график поэтапной реализации плана, чтобы рационально использовать существующие ресурсы и предусмотреть время и средства, необходимые для приобретения дополнительных ресурсов.
Планка целей ЛПУ всегда должна устанавливаться на высоком, но реально достижимом уровне. Следующим шагом в планировании является конкретизация целей на отдельные подцели и задачи. Намечаются исполнители или группы исполнителей, для которых определяются временные пределы и четкиеориентиры («индикаторы»). «Индикаторы» исходной отметки и конечной цели планирования являются надежной основой качественного контроля реализации плана и его успеха.
|
|
Периодически необходимо обсуждать с отдельными исполнителями вопросы реализации плана, которые вызывают беспокойство главного врача. Данная процедура означает, что любые затруднения в выполнении делового плана ЛПУ будут быстро рассмотрены и исполнителям будут ясны стоящие перед ними задачи. Кроме того, необходимо регулярно проводить совещания по вопросам реализации делового плана, на которых при необходимости можно поменять ролями отдельных исполнителей.
Для того чтобы определить, каковы конечный результат реализации делового плана медицинского учреждения и затраты на его осуществление, необходимо осуществить оценку произведенных действий. При оценке конечных результатов реализации делового плана ЛПУ анализируются следующие критерии:
эффективность. Позволил ли данный бизнес- план достичь желаемого эффекта? Если нет, то почему? Что можно сделать в следующий раз, чтобы не допустить подобную оплошность?
рентабельность. Превышают ли доходы произведенные затраты? соблюдение временных рамок;
степень удовлетворенности пациентов; эффективность использования ресурсов.
НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА ЛПУ. Медицинское учреждение, функционирующее в постоянно меняющихся условиях внешней среды, добивается наилучших результатов, когда главный врач реально представляет, каково настоящее положение ЛПУ и в каком направлении оно развивается. Бизнес- план медицинского учреждения представляет собой способность руководства осмысленно предвидеть свои будущие потребности и соответственно этому планировать использование ресурсов.
При сборе и анализе информационных данных, необходимых для разработки делового плана, руководство ЛПУ узнает истинное его положение. Именно эта оценка ЛПУ является одним из самых ценных аспектов планирования. Необходимо понимать, как получать доходы, производить затраты и правильно использовать ресурсы. Разработка делового плана помогает руководству оценить, какова роль активов медицинского учреждения в функционировании ЛПУ. В Бизнес -плане должна быть указана потребность населения в объеме и структуре медицинской помощи, а также необходимые для этого мощности ЛПУ и финансовые механизмы, дающие возможность оказывать запланированные медицинские услуги.
Бизнес- план медицинского учреждения определяет возможность реально достигнуть динамического равновесия между клинической и экономической составляющими лечебно-диагностического процесса.
Ключевые моменты, которые позволяют контролировать деловой план ЛПУ, включают предоставление медицинских услуг, распределение ресурсов, получение дохода и исполнение бюджета.
Бизнес - план медицинского учреждения — это заранее намеченная система мероприятий для достижения основной цели лечебно-профилактического учреждения, сбалансированная по ресурсам и объемам медицинских услуг, взаимосвязанная перечнем медицинских, организационных и экономических технологий, предусматривающая последовательность и сроки выполнения работ, а также конкретных исполнителей и систему контроля.
Процедура разработки Бизнес - плана медицинского учреждения представляет трехэтапный процесс.
На 1-м этапе определяются цели и задачи, выделяются ключевые проблемы, по которым необходимо принятие решений. БП ЛПУ должен содержать стратегические цели и приоритеты деятельности медицинского учреждения. Особняком стоит основная стратегическая цель — миссия медицинского учреждения на отчетный период времени.
Для каждой из стратегической целей медицинского учреждения указываются:
-конечные результаты; индикаторы достижения цели; мероприятия; ресурсы;• технологии; сроки; исполнители.
В процессе выработки целей производятся: оценка практической возможности их реализации; финансово-экономическое обоснование необходимых ресурсов; определение источников поступления финансовых ресурсов.
Для многих предназначение (миссия) медицинского учреждения представляется очевидным — ЛПУ существует для того, чтобы оказывать медико-профилактическую помощь пациентам. Разумеется, это правильно. Но этого далеко не достаточно для определения практических задач и перспектив управления.
В качестве примера, иллюстрирующего важность более четкого определения предназначения медицинского учреждения, можно рассмотреть вопрос о распределении ресурсов медицинского учреждения. Например, у главного врача ЛПУ на приобретение медицинского оборудования в бюджете его учреждения запланировано 5 млн тенге. От двух самых авторитетных заведующих отделениями поступили запросы на приобретение различных видов оборудования. Заведующий хирургическим отделением просит приобрести операционный стол, а заведующий анестезиолого-реанимационного отделения (АРО) — мониторы для интенсивного ухода за новорожденными. В отсутствие четко определенного предназначения медицинского учреждения оба запроса представляются одинаково обоснованными, и решение главного врача, каким бы оно ни было, скорее всего, вызовет неудовольствие одного из заведующих отделением, которому отказано в просьбе.
Однако в Уставе ЛПУ обозначено его предназначение — оказание медицинской помощи, в том числе и хирургической, взрослому населению конкретной территории. В списке соседних ЛПУ значатся детская больница с детским хирургическим отделением и АРО, а также родильный дом. Исходя из всего сказанного, оправданным решением будет приобретение операционного стола. Кроме миссии медицинского учреждения, на 1-м этапе стратегического планирования необходимо указать принципы, лежащие в основе управления этим учреждением, насколько медицинское учреждение является самостоятельным в принятии решений.
Необходимо также определиться с основными принципами структуры управлений ЛПУ, будет ли заключен главным врачом ЛПУ с органами местного самоуправления муниципальный контракт, который даст определенную самостоятельность руководителю медицинского учреждения.
На 2-м этапе для принятия бизнес- плана руководство ЛПУ должно собрать и проанализировать информацию о потребностях населения в медицинских услугах и необходимых для этого ресурсах. В схему определения потребности населения в медицинских услугах необходимо включить следующие характеристики:
-статус населения; - территория проживания;
Образ жизни населения;• уровень заболеваемости; уровень качества медицинской помощи; собственные ресурсы; потребность в дополнительных ресурсах; доля необоснованных затрат и т. д.
На 3-м этапе разрабатывается письменный документ — собственно деловой план медицинского учреждения.
Содержание бизнес- плана
Бизнес - план медицинской организации состоит из 14 разделов.
Вводная часть (краткое изложение бизнес- плана).
Краткая история медицинского учреждения.
Район обслуживания.
Характеристика медицинских услуг.
Организационная структура ЛПУ.
Материально-техническая база.
Трудовые ресурсы.
Информационное обеспечение.
Система клинического управления.
План маркетинга.
Клинико-экономический анализ.
Финансовый план.
Оценка рисков
Приложение.
1.Вводная часть. В кратком изложении дается представление о ключевых элементах делового плана медицинского учреждения, сущности стратегического планирования. Вводная часть не должна превышать 2 страниц. В этом разделе делового плана ЛПУ должны быть представлены:
цели и задачи ЛПУ; краткое описание предоставляемых медицинских услуг; сроки осуществления проекта; планируемые затраты; ожидаемая эффективность; основная финансовая информация.
Выдержки из финансовых прогнозов являются наиболее значимой информацией. Краткое изложение вводной части является наиболее важным разделом делового плана, определяющим, будут ли изучены и остальные разделы плана, в том числе, что очень важно, и инвестором. В связи с этим вводная часть должна быть составлена с особенной тщательностью.
История ЛПУ. Этот раздел плана является строго описательным, без прогнозов и конкретных предложений. В нем отражена история ЛПУ, которая помогает лучше оценить его возможности. Традиции оказания медицинской помощи, заложенные предшественниками, обычно очень живучи в медицинских коллективах.
Район обслуживания. В этой части делового плана приводятся подробные сведения о типичном клиенте (потребителе медицинских услуг), возможностях других ЛПУ на этом рынке медицинских услуг и информация о местном населении. Анализ района обслуживания может включать обзор следующих данных: демографические данные района обслуживания; территория проживания; экологическая обстановка; информация о промышленных предприятиях; состояние здоровья населения; размер рынка медицинских услуг; недостатки медицинских услуг на данном рынке; возможности ЛПУ; платежеспособность населения; информация о местных деловых кругах и т. д.
Результаты данного анализа чрезвычайно важны при определении конъюнктуры рынка медицинских услуг, а также сильных и слабых сторон вашего медицинского учреждения по сравнению с другими ЛПУ на данной территории.
Характеристика медицинских услуг. В данном разделе необходимо подробно описать те виды медицинских услуг, которые будут предлагаться потребителю. Следует показать, в чем привлекательность и уникальность этих услуг. К сожалению, до тех пор, пока ЛПУ остаются убыточными, очень трудно надеяться на прямую заинтересованность медицинского учреждения в предоставлении услуг высокого качества.
Организационная структура ЛПУ. При планировании организационной структуры ЛПУ недопустим такой подход, когда сеть медицинского учреждения формируют на основе рекомендательных (но не обязательных к исполнению) нормативов в зависимости от численности обслуживаемого населения. При рассмотрении организационной структуры необходимо ориентироваться одновременно на потребности населения в медицинской помощи и имеющиеся ресурсы. Основополагающим принципом является ориентация на ресурсосберегающие технологии. Материально-техническая база ЛПУ. Следует указать
потребность медицинского учреждения в производственных
площадях и медицинском оборудовании. Необходимо проанализировать показатели использования основных фондов ЛПУ (фондовооруженность, годовой прирост основных фондов, степень обновления основных фондов, степень износа).
Данный раздел бизнес -плана требует ответа на два вопроса:
Какое медицинское оборудование и какие капитальные ремонты необходимы ЛПУ?
Какими финансовыми ресурсами для этого располагает медицинское учреждение?
Нередко главному врачу ЛПУ приходится принимать трудные решения в вопросах первоочередности приобретения оборудования. Возможность принимать решения по распределению средств дает главному врачу ЛПУ определенную власть, но в то же время ему приходится испытывать давление с разных сторон, что мешает принятию оптимальных решений.
Безусловно, в период экономических трудностей и дефицита ресурсов в здравоохранении многие запросы так и останутся неудовлетворенными. В качестве первого шага на пути к принятию правильных решений по распределению финансовых средств на приобретение оборудования необходимо определить факторы, влияющие на процесс принятия решения.
В упрощенном виде процесс принятия решения по распределению финансовых средств на приобретение оборудования можно представить в виде 3 факторов:
-острота потребности; -отдача от инвестиций; - политическое давление / давление коллег.
Фактор 1-й — острота потребности — соответствует уровню спроса на определенные виды ресурсов. В большинстве случаев решение о распределении финансовых средств принимается исключительно на основании остроты потребности без учета остальных факторов.
Медицинское учреждение автоматически закупает, например, рентгеновскую пленку по мере того, как ее запасы уменьшаются. Если будет принято решение о пополнении запасов рентгеновской пленки, нельзя заранее сказать, оправдано ли такое решение с учетом неодинаковой стоимости различных спросов, вследствие чего некоторые окажутся неудовлетворенными.
Фактор 2-й — отдача от инвестиций — означает выгоды, которые могут быть реализованы благодаря принятию решения о расходовании финансовых средств. Если финансовые средства будут выделены на осуществление конкретной цели, необходимо определить, какая будет выгода пациентам и ЛПУ. Например, мы должны оценить, какое количество пациентов получат медицинские услуги более высокого качества при покупке компьютерного томографа. Когда ресурсов не хватает, всегда приходится выбирать. Купив медицинское оборудование более высокого качества, вы тем самым обрекаете себя на то, что у вас останется меньше финансовых средств на оплату труда или закупку медикаментов. Финансовые средства должны выделяться на закупку оборудования, которое принесет наибольшую выгоду. В подавляющем большинстве случаев финансовые средства на приобретение оборудования в значительной степени ограничены.
Независимо от того, велики или малы эти средства, они должны быть израсходованы наиболее эффективным способом.
Лучше всего начинать данную работу с оценки реальной потребности в оборудовании. Если ЛПУ хорошо обеспечено основным медицинским оборудованием, то выгоды от затрат на приобретение дорогостоящего оборудования будут значительными. Но если в ЛПУ не хватает элементарного оборудования, то выгоднее финансовые средства израсходовать в первую очередь на приобретение именно такого оборудования, которого не хватает. Если в больнице не хватает, например, хирургического инструментария и наркозно-дыхательной аппаратуры, то приобретение компьютерного томографа мало что даст для улучшения хирургической помощи.
При определении степени первоочередности приобретения оборудования необходимо придерживаться общих принципов, перечисленных в порядке убывания их важности:
-отсутствие указанного медицинского оборудования угрожает жизни пациента;
-наличие указанного оборудования повышает качество ухода, диагностики и лечения.
Также необходимо учитывать и следующие категории (в порядке убывания их важности):
-мелкое, недорогое оборудование, необходимое для ухода
за пациентами;
-ремонт имеющегося крупного оборудования;
-замена вышедшего из строя крупного медицинского оборудования;
-закупка крупного оборудования, которого прежде в медицинском учреждении не было.
Порядок (принципы) первоочередности приобретения медицинского оборудования приведен в таблице.
Указанные принципы позволят главному врачу быстрее определить порядковый номер для каждого планируемого для приобретения медицинского оборудования.
Ларингоскоп, например, относится к мелкому оборудованию для большого количества пациентов, и его отсутствие является угрозой для жизни больного. В точке пересечения этих критериев в табл. 6.1 находится цифра 1, что свидетельствует о наивысшей степени первоочередности в приобретении ларингоскопа. Компьютерный томограф является новым крупным оборудованием, и хотя его наличие позволит повысить качество диагностики пациентов, его отсутствие не угрожает жизни. В точке пересечения этих критериев в таблице находится цифра 10, обозначающая наименьшую степень очередности в приобретении оборудования.
Благодаря данной таблице руководство ЛПУ может оценить степень потребности планируемого для приобретения оборудования.
Таблица. Принципы первоочередности закупок медицинского оборудования
Степень значимости оборудования | Оборудование | ||||
мелкое | крупное | ||||
для большого количества больных | для малого количества больных | ремонт | закупка | замена | |
ОТСУТСТВИЕ: — угрожает жизни больных | |||||
— снижает качество лечения | |||||
НАЛИЧИЕ: — повышает качество лечения | |||||
— повышает качество диагностики |
Примечание. Цифры с 1 до 10 означают шкалу градации степени очередности в приобретении оборудования: 1 —наивысшая, 10 —самая низкая.
Фактор 3-й — политическое давление / давление коллег — означает влияние подчиненных, населения, вышестоящего руководства, местных властей на процесс принятия решения при распределении ресурсов. В идеале эти факторы не должны влиять на принятие решений.
К сожалению, нередко решающими факторами оказываются не аргументы специалистов, а политическое давление на главного врача с конъюнктурными целями.
Искусство главного врача как раз и состоит в умении находить баланс между тремя группами перечисленных факторов, определяющими принцип эффективности при распределении ресурсов медицинского учреждения. Конечно, чем более сложное социально-экономическое положение ЛПУ, тем труднее руководителю принимать управленческое решение.
Трудовые ресурсы. Кадровая политика руководства ЛПУ должна начинаться со стратегического планирования необходимого количества и должной квалификации медицинского персонала.
Планирование трудовых ресурсов включает: анализ имеющихся кадров; оценку потенциально необходимого количества и качества профессиональной подготовки сотрудников; планирование расстановки кадров; повышение квалификации медицинского
персонала; — условие дифференцированной оплаты труда медицинского персонала.
Вопросы оплаты труда и вознаграждения медицинского персонала являются одними из самых значимых в этом разделе бизнес- плана.
Информационное обеспечение ЛПУ. Современное состояние информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса является одной из главных преград на пути создания эффективных систем клинического управления. Без разработки новой информационной системы(управленческого учета) и организации единого информационного пространства на основе информационно-аналитических центров (ИАЦ) переход на экономические методы управления качеством медицинской помощи практически не представляется возможным.
Иллюстративный материал: курс лекций, силлабус, слайды.
Литература: 2– 315 стр., 3 – 215 стр., доп. 4 – 238 стр.
Контрольные вопросы:
1. Вводная часть (краткое изложение бизнес- плана).
2. Краткая история медицинского учреждения.
3. Район обслуживания.
4. Характеристика медицинских услуг.
5. Организационная структура ЛПУ.
6. Материально-техническая база.
7. Трудовые ресурсы.
8. Информационное обеспечение.
9. Система клинического управления.
10.План маркетинга.
11.Клинико-экономический анализ.
12.Финансовый план.
13.Оценка рисков.