Бюджетный контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств. Формами бюджетного контроля являются: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль реализуется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий контроль реализуется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов, осуществления финансово-хозяйственных операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей, соответствие фактических расходов плановым.
Последующий контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования средств бюджета, выполнение бюджетного плана, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений. Дается оценка законности совершенных хозяйственных операций на основании проверки данных бухгалтерского учета, конечных финансовых результатов.
|
|
Целью бюджетного контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению бюджетными ресурсами, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования бюджета.
Принцип законности предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам.
Принцип целесообразности предполагает соответствие определенным целям, разумность, рациональность (в частности — действительную необходимость той или иной целевой программы, того или иного нормативного акта, его практическую полезность и т.д.)
Принцип эффективности означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом, отсутствие ненужных затрат, достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов.
Бюджетный контроль решает следующие задачи:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов по объему, структуре и целевому и назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования государственной и муниципальной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов;
4) финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов, или влияющих на формирование и исполнение бюджетов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) контроль правильности ведения бюджетного учета и отчетности;
7) проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины.