Финансовый контроль

Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контрольная функция.

Специфика финансового контролясостоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являютсяпроцессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов.

Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим.

Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.

Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание:

1) проверка выполнения финансовых обязанностей перед госу-

дарством, организациями и населением;

2) проверка правильности использования хозяйствующими

субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);

3) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера-

ций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;

4) выявление внутренних резервов производства;

4) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисци-

плины.

Классификация финансового контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля (см. схему 4).

Государственный финансовый контроль – это проверка и анализ соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан с целью выявления, устранения и недопущения нарушений.

Государственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутренний и внешний в зависимости от органа, который его осуществляет;

2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.

Внешний контроль – государственный финансовый контроль, осуществ-ляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республикан ского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов.

Схема 4. Классификации финансового контроля по видам

Ф и н а н с о в ы й к о н т р о л ь
О б щ е г о с у д а р с т в е н н ы й О б щ е с т в е н н ы й
Государственный Ведомственный Контроль общественных организаций, профсоюзных, партийных, массовых движений, научно-тех-нических, культурно-просвети-тельных, спортивных, творческих, ветеранских, различных фондов
Внешний Внутренний Внутриведомственный
П а р л а м е н т с к и й (депутатский) к о н т р о л ь
А У Д И Т О Р С К И Й К О Н Т Р О Л Ь
       

Внешний контроль осуществляется:

1) на республиканском уровне – Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) на местном уровне – ревизионными комиссиями Маслихатов.

Внутренний контроль – государственный финансовый контроль, осуществля-емый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Объекты государственного финансового контроля – Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:

1) контроль на соответствие;

2) контроль финансовойотчетности;

3) контроль эффективности.

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:

1) комплексный контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;

2) тематический контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;

3 ) встречный контроль – контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций.

4) совместный контроль – контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйст-венный контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных хозяйствующих субъектах (фирмах, компаниях, организациях, уч-реждениях).

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие формы контроля свойственны деятельности большинства контро-лирующих органов.

Аудиторский контроль – проверка состояния финансово-хозяйст-венной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого не-зависимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предпри-ятия, компании, банка, страховой компании.

Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:

1) планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);

2) получение информации об объекте аудита и ее оценка;

3) разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;

4) проверка и тесты систем контроля;

5) проведение процедур аудита;

6) формирование аудиторского заключения.

Выделяется также внутренний аудит – неотъемлемая часть системы внутреннего контроля предприятия, компании, фирмы. Объектом внутреннего аудита может быть финансовая, производственная, снабженческая и другие виды деятельности.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и другие.

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы (собрания депутатов) органы местных администраций.

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, Национальный банк Республики Казахстан.

Систему органов государственного финансового контроля составляют:

1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) ревизионные комиссии маслихатов;

2. 3) уполномоченный Правительством Республики Казахстан

орган по внутреннему контролю – Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов;

4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;

3. 5) службы внутреннего контроля местных исполнительных

органов области, города республиканского значения, столицы.

Представительные органы (маслихаты – собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства.

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наря-ду с выполнением своей основный работы – управлением доходами и расходами государства (региона).

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики?

2. Сформулируйте понятие «финансовая политика», ее содержание

3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие финансовый механизм?

4. Сформулируйте понятие финансового механизма, раскройте его структуру.

5. Покажите этапность в проведении финансовой политики на примере определенного государства.

6. В чем состоят особенности финансового политики Казахстана, в начальный период его самостоятельного развития?

7. Как определяется понятие фискальной политики и какие имеются ее виды?

8. В чем состоит цель финансовой политики в Казахстане в современный период?

9. Какие задачи решаются финансовой политикой и основные принципы ее осуществления?

10. Перечислите известные вам финансовые инструменты, применяемые на разных уровнях управления экономикой.

11. Сформулируйте определение понятия «управление финансами».

12. Перечислите основные принципы управления финансами.

13. В чем состоит научный подход в управлении финансами?

14. Охарактеризуйте основные элементы управления финансами.

15. Назовите органы по стратегическому управлению финансами и их основ

ные функции в этом процессе.

16. Роль и функции Министерства финансов.

17. Роль областных, городских и районных финансовых органов в решении задач социально-экономического развития.

18. Изложите структуру управления налоговой службы Казахстана.

19. Какие особенности управления финансами хозяйствующих субъектов?

20. В чем необходимость применения автоматизированных систем управления

финансами?

21. В чем заключаются особенности автоматизации управления финансами

хозяйствующих субъектов?

22. В чем состоят особенности финансового планирования?

23. Что является объектом финансового планирования?

24. Каковы задача и цели финансового планирования?

25. В чем отличие планирования и прогнозирования?

26. Что такое индикативное планирование?

27. Охарактеризуйте принципы финансового планирования

28. Какие методы применяются в финансовом планировании?

29. Какие имеются этапы при осуществлении процесса финансового плани-

рования?

30. Что представляет собой система финансовых планов?

31. Приведите перечень основных видов финансовых планов и дайте краткую

характеристику каждого из них.

32. Дайте краткую характеристику государственному бюджету как основному

финансовому плану страны.

33. Каковы содержание и структура баланса доходов и расходов хозяйствую-

щего субъекта сферы материального производства?

34. Что представляет собой индивидуальный план финансирования (смета)

бюджетного учреждения?

35. Сформулируйте определение финансовых показателей.

36. Приведите основные финансовые показатели хозяйствующих субъектов,

отраслей экономики

37. Что представляют собой нормы, нормативы?

38. В каких направлениях необходимо совершенствовать финансовое плани-

рование и прогнозирование?

39. Назовите важнейшие экономические индикаторы и изложите схему их

действия

40. Почему необходимо правовое регулирование финансовых отноше-ний?

41. Что представляют собой финансово-правовые нормы?

42. Как характеризуется финансово-правовой механизм?

43. Какими методами проводится финансово-правовое регулирование?

44. В чем состоит содержание финансовой деятельности государства и какие

факторы влияют на нее?

45. Охарактеризуйте методы финансовой деятельности государства.

46. Назовите важнейшие законодательные акты Республики Казахстан, регу

лирующие финансовую деятельность.

47. Каким образом проявляется объективная необходимость и субъективная

возможность финансового контроля?

48. Каковы принципы финансового контроля?

49. В чем заключаются задачи финансового контроля?

50. Какова роль финансового контроля в условиях рыночных отношений?

51. Назовите признаки классификации финансового контроля и охарактери

зуйте основные виды контроля?

52. Что такое аудит? Дайте краткую характеристику аудиторской деятельно

сти.

53. Перечислите основные методы финансового контроля.

54. Как организован финансовый контроль в Казахстане?

55. Перечислите органы финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: