Системы обслуживания рабочих мест

Та или иная функция обслуживания осуществляется по определенной системе. Под системой обслуживания рабочих мест и работников понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тез или иных функций обслуживания. Для каждой функции обслуживания может быть разработана и установлена своя система обслуживания. Это зависит от конкретных условий, типа и объемов производства, численности работающих, сложности оборудования и его состояния и т.д.

Основные принципы организации системы обслуживания по той или иной функции можно свести к следующим:


  • разграничений функций обслуживание и функций основного производственного процесса с целью перехода от самообслуживания и детализированного обслуживания к специализированному централизованному;

  • обеспечение плановости или большинства систем обслуживания, их согласование и увязка с оперативно-производственным планированием, подчинение регламента и сроков обслуживания задачам и регламенту работы основного производства;

  • организация комплексного обслуживания с выполнением работ по всем важнейшим функциям в соответствии с технологической последовательностью;

  • рациональная организация труда вспомогательных рабочих с обеспечением всем необходимым для высокопроизводительной работы (материалами, инструментом, комплектующими изделиями, запасными частями и т.п.);

  • обеспечение высокого качества обслуживания, надежности ремонта, устойчивости наладки, точности регулировок и своевременности выполнения всех работ по обслуживанию;

  • регулярная и надежная связь рабочих мест и рабочих основного производства с обслуживающим персоналом.


Однако какая бы система обслуживания рабочих мест ни применялась на предприятиях, какие бы ни были избраны способы организации обслуживания основных рабочих, их рабочих мест и производственного оборудования, существует ряд общих обязательных требований к организации всей системы обслуживания.

1. Обязательная увязка системы обслуживания с системой оперативно-производственного планирования.

2. Любая система обслуживания должна быть предупредительной, т.е. гарантирующей основное производство от простоев и потерь рабочего времени по каким бы то ни было причинам (поломки, аварии и т.д.).

3. Заблаговременная подготовка производства по всем важнейшим функциям его обслуживания.

4. Система обслуживания в целом должна иметь комплексный характер, т.е. предусматривать планомерное и взаимоувязанное выполнение различных работ по обслуживанию рабочих мест и оборудования разными службами и работниками по заранее разработанным графикам.

5. Высокое качество и надежность обслуживания, что особенно важно при выполнении ремонтов, регулировке и наладке оборудования, а также при изготовлении и ремонте инструмента.

6. Экономичность системы – выполнение всех функций обслуживания с минимальными затратами труда и средств.

Выполнение перечисленных требований возможно при условии слаженной, научно обоснованной организации труда всех вспомогательных рабочих и четкой координации функций обслуживания как между основными и вспомогательным производством, так и внутри вспомогательных подразделений и служб предприятия. Решение этой задачи представляет определенные сложности, поэтому первым этапом работы по внедрению научной организации труда вспомогательного персонала, и в первую очередь рабочих, непосредственно обслуживающих основное производство, является изучение и анализ существенных форм и систем обслуживания. Основные направления такого анализа следующие.

1. Сбор материалов, характеризующих организацию рабочих мест и их обслуживание на предприятии и в его подразделениях.

2. Тщательное изучение организации труда рабочих, осуществляющих производственно-подготовительную функцию обслуживания.

3. Анализ организации наладки и подналадки оборудования.

4. Анализ транспортного обслуживания рабочих мест основных рабочих.

5. Анализ организации труда в области технического контроля.

6. Проверка наличия и надежности средств связи и сигнализации на рабочих местах рабочих, а в случаях отсутствия или неисправности средств связи – определение потерь рабочего времени по этим причинам.

7. Анализ эффективности действующих на предприятии форм обслуживания (дежурная, планово-предупредительная, стандартная) и внесение на основании сделанных наблюдений предложений по изменению этих форм.

В результате анализа организации обслуживания рабочих мест рассчитываются следующие обобщающие показатели.

Коэффициент эффективности обслуживания рабочих мест. Он рассчитывается по формуле:

где Кэ.обс – коэффициент эффективности обслуживания;

Тпрв – время потерь по причинам надлежащего обслуживания рабочих мест или участков, мин. Или час.;

Тсм – сменное время или суммарное время наблюдения, мин. Или час.

Коэффициент качества обслуживания. Этот показатель исчисляется по формуле:

где РМсо и РМобщ – число своевременно и качественно обслуживаемых рабочих мест и общее число рабочих мест в производственном подразделений или на предприятии.

Процент снижения производительности труда основных рабочих по причинам недостатков и обслуживании рабочих мест. Он рассчитывается как отношение суммарного времени потерь, связанного с недостатками (Тпрв), к суммарному рабочему времени основных рабочих, за которыми велось наблюдение:

Тф.отр = Тсм – Тпрв,

где Тф.отр – фактически отработанное время:

После того как изучена существующая организация обслуживания рабочих мест и выявлены конкретные недостатки в этой области организационной работы, проектируются мероприятия по улучшению обслуживания по всем основным функциям. Мероприятия должны быть конкретными (содержание мероприятий, форма и способ их реализации), адресными (наименование служб и должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий, и распределение обязанностей между ними). Для всех мероприятий должны быть указаны сроки выполнения в целом, а для крупных мероприятий – сроки по этапам проведения работ.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: