double arrow

Тема 18. Нейтральные и поляризованные реле

Кроме нейтральных реле типа РПН и РЭС – 14 применяются поляризованные реле. Они обладают высокой чувствительностью, большой скоростью срабатывания и управления токами двух направлений. Поляризованное реле (рис. 25 а) состоит из постоянного магнита 1, полюсных наконечников 2, управляющих обмоток 3, якоря 4 и контактных винтов 5. Магнитная цепь реле построена по дифферен­циальной (разветвленной) схеме. Постоянный магнит с полюсами N и S создает магнитные потоки Ф1 и Ф2, проходящие через полюсные нако­нечники и воздушные промежутки а1 и а2. Величины потоков Ф 1и Ф2 зависят от воздушных зазоров а1 и а2 соответственно: чем больше вели­чина воздушного зазора, тем меньше значение магнитного потока. В левом положении якоря (см. рис. 25 а) а12, следовательно, Ф12 и поэтому якорь реле будет притянут к левому полюсному наконечнику, а язычок якоря прижат к левому контактному винту.

Чтобы якорь перебросился к правому контакту, необходимо пропу­стить импульс тока через обмотки управления. При протекании тока через обмотки реле создается магнитный поток Фi, который проходит последовательно через оба воздушных зазора. Направление потока Фi-должно быть противоположно потоку Ф1 а его величина больше разности потоков Ф1—Ф2. При выполнении указанных условий якорь под воздействием потока Фi, будет переброшен к правому контактному винту. После выключения тока якорь остается притянутым к правому полюсному наконечнику, так как теперь воздушный зазор а12 и, следовательно, Ф1< Ф2.

Таким образом, поляризованное реле имеет два источника магни­тодвижущей силы, которые создают два магнитных потока: рабочий, создаваемый обмотками электромагнита, и поляризующий, созданный постоянным магнитом. Чтобы вернуть якорь реле обратно (к левому контактному винту), необходимо через обмотки реле пропустить импульс тока в другом направлении.

Основными параметрами поляризованного реле, определяющими качество его работы, являются:

чувствительность, характеризуемая минимальным значением тока, при котором якорь реле перебрасывается в другое положение (ток срабатывания); время трогания якоря — время, в течение которого ток в обмотках реле нарастает от нуля до величины тока срабатывания.

Рисунок 25 – Конструкция поляризованного реле

Качество работы реле во многом зависит от его регулировки. Регу­лировка поляризованного реле заключается в установке воздушных зазоров b1 и b2 между якорем и полюсными наконечниками (рис. 25 б). Регулировка может быть проведена нейтрально или с преобладанием. Нейтральная регулировка характеризуется тем, что при пропускании через его обмотку одинаковых по продолжительности и амплитуде импульсов тока обоих направлений якорь замыкается с каждым кон­тактом на одинаковое время. Как правило, поляризованные реле регу­лируют нейтрально. При этом расстояние b 1 между полюсным наконеч­ником и якорем при левом положении якоря и. соответствующее рассто­яние b2 при правом положении якоря одинаковы. Силы, удерживающие якорь в одном и другом состояниях при отсутствии тока в обмотках, тоже одинаковы.

При регулировке с преобладанием расстояния b1 и b2 выполняются неодинаковыми, что приводит к разным величинам токов срабатывания при переключении якоря из одного состояния в другое и наоборот. Регулировка расстояний b1 и b2 осуществляется с помощью кон­тактных винтов 5. Проверка регулировки реле осуществляется с помо­щью специальных приборов ИП-5, ДИНИР и др.

Наибольшее распространение в приборах сельских АТС (для приема индуктивных сигналов в комплектах РСЛ) получили поляризованные реле следующих типов: ТРМ, РП-4 и РП-5 (малогабаритные). Послед­ние обладают более высокой чувствительностью, чем реле ТРМ; реле РП-5 отличается от реле РП-4 тем, что в исходном состоянии его якорь находится в среднем положении, т. е. не касается контактных винтов.


Сейчас читают про: