Теологическая теория происхождения права

Теории происхождения права

Марксистская теория.

Органическая теория происхождения государства

Представители: Г. Спенсер (1820-1903).

Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм — государство, в котором правительств выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние функции {оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так как является результатом действия сил природы. Оно так же наделяется самостоятельной волей и сознанием. Наибольшее развитие теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).

Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)

Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.

В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жозеф де Местр.

Содержание: Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с волей Бога. Основной постулат теории: существование высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом: «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Приняв этот закон, евреи всту­пили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Согласно представлениям Фомы Аквинского, на вершине правовой пирамиды которой сто­ит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с опре­деленной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Часть Вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: