ТЕМА 10. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
10.1 Роль стратегии в антикризисном управлении
10.2 Разработка, реализация и организация проведения выбранной антикризисной стратегии предприятия
10.3. Первоочередные антикризисные меры
Основные понятия: стратегия, тактика, стратегия управления, система управления, макросреда, сценарии, анализ макросреды, SWOT-анализ, метод создания сценариев, метод «цепочки ценностей», миссия, система целей, управленческая культура, стиль управления, навыки, ресурсы, стратегическое планирование, тактическое (оперативное) планирование; тактические (оперативные) мероприятия: защитные, наступательные; антикризисная программа, стратегическое прогнозирование, технология антикризисного управления, эффективность стратегии и тактики
Рыночные формы хозяйствования в условиях жёсткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатёжеспособности. Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатёжеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платёжеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.
|
|
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры ещё до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Исследования, проведённые на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:
внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Факторы отдалённой внешней среды могут повлиять на появление кризисных ситуаций на предприятиях (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1 – Влияние внешних факторов на проявление кризисных ситуаций [95]
Факторы внешней среды | Появление кризисных ситуаций | Возможные последствия |
Состояние национальной экономики | Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации по средством бюджетной и денежно-кредитной политики (регулирование налогов, денежной массы, ставки банковского процента и т.д.) | Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек |
Политические факторы | Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д. | Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны |
Окончание таблицы 10.1
|
|
Правовые факторы | Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы | Увеличение доходов предприятий-монополистов за счёт повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок |
Социальные факторы | Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры | Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция |
Технологические факторы | Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень | Технологический застой; низкое качество и высокая себестоимость продукции; низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий |
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками | Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья и материалов; их низкое качество | Рост неплатежей; снижение объёма производства и качества продукции |
В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность.
Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей.[96]
Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.
Стратегия «выживания» осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно проводятся в жизнь недемократическим путём. Управление сосредоточивается в руках немногих лиц, которые наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения.
Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Поэтому полноценная стратегия антикризисного управления – это стратегия созидания, захвата и удержания определённой рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.[97]
Как уже говорилось, стратегия – это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее – например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворённости покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.