double arrow

Роль стратегии в антикризисном управлении. 10.1 Роль стратегии в антикризисном управлении. 10.1 Роль стратегии в антикризисном управлении


ТЕМА 10. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

10.1 Роль стратегии в антикризисном управлении

10.2 Разработка, реализация и организация проведения выбранной антикризисной стратегии предприятия

10.3. Первоочередные антикризисные меры

Основные понятия: стратегия, тактика, стратегия управления, система управления, макросреда, сценарии, анализ макросреды, SWOT-анализ, метод создания сценариев, метод «цепочки ценностей», миссия, система целей, управленческая культура, стиль управления, навыки, ресурсы, стратегическое планирование, тактическое (оперативное) планирование; тактические (оперативные) мероприятия: защитные, наступательные; антикризисная программа, стратегическое прогнозирование, технология антикризисного управления, эффективность стратегии и тактики

Рыночные формы хозяйствования в условиях жёсткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатёжеспособности. Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатёжеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платёжеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры ещё до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Исследования, проведённые на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

Ÿ внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;

Ÿ внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Факторы отдалённой внешней среды могут повлиять на появление кризисных ситуаций на предприятиях (см. табл. 10.1).

Таблица 10.1 – Влияние внешних факторов на проявление кризисных ситуаций[95]

Факторы внешней среды Появление кризисных ситуаций Возможные последствия
Состояние национальной экономики Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации по средством бюджетной и денежно-кредитной политики (регулирование налогов, денежной массы, ставки банковского процента и т.д.) Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек
Политические факторы Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д. Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Окончание таблицы 10.1

Правовые факторы Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы Увеличение доходов предприятий-монополистов за счёт повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок
Социальные факторы Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция
Технологические факторы Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень Технологический застой; низкое качество и высокая себестоимость продукции; низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья и материалов; их низкое качество Рост неплатежей; снижение объёма производства и качества продукции

В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность.

Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей.[96]

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.

Стратегия «выживания» осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно проводятся в жизнь недемократическим путём. Управление сосредоточивается в руках немногих лиц, которые наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения.

Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Поэтому полноценная стратегия антикризисного управления – это стратегия созидания, захвата и удержания определённой рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.[97]

Как уже говорилось, стратегия – это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее – например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворённости покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.


Сейчас читают про: