Первоочередные антикризисные меры

В условиях острого кризисного положения предприятий менеджеры высшего уровня управления берут на вооружение разные формы и методы выхода из кризиса, в первую очередь это меры чрезвычайного характера.

Первый шаг. Применяется так называемая защитная тактика, т.е. происходит резкое сокращение издержек производства путём сокращения внутрипроизводственных структур и их ликвидации, сокращения персонала, продажи технологического оборудования, внедрения новой технологии, введения маркетингового управления, поиска новых рынков сбыта.

Второй шаг. Происходит замена действующих менеджеров преимущественно среднего уровня управления. Такой подход объясняется низкой квалификацией работников данной категории, хотя эти действия не всегда оправданы, так как прежде всего целесообразно принять меры к переобучению существующего аппарата управления.

Третий шаг. Учитывая тот факт, что предприятие-банкрот, как правило, имеет высокие издержки на производство, принимаются меры по их снижению за счёт всех непроизводительных и малопродуктивных затрат путём устранения излишних и/или устаревших производственных мощностей, сокращения выпуска некачественной продукции, не пользующейся спросом у потребителей, рационального использования рабочего времени, снижения текучести кадров, сокращения управленческих расходов, разработки и внедрения новой структуры управления предприятием.

Четвёртый шаг. Предприятие обращается в арбитражный суд за разрешением на санацию, т.е. пытается выйти из кризиса за счёт предоставления предприятиями-кредиторами определённой финансовой помощи.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платёжеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

Перечисленные шаги оздоровления экономики предприятия в условиях антикризисного управления, безусловно, могут принести положительные результаты, но только на непродолжительное время, так как они носят «спорадический» (оперативный) характер и не рассчитаны на длительную перспективу. Для того, чтобы в условиях антикризисного управления выйти из кризиса, необходимо провести глубокий анализ всех сторон деятельности предприятия, что явится основой разработки комплексной стратегической программы оздоровления его экономического положения (стабилизации) и поступательного движения вперед.

Объектом анализа и исследований в условиях антикризисного управления является многогранная деятельность предприятия, но, прежде всего:

Ÿ сама система антикризисного управления (оптимальность организационных структур управления, качественный потенциал управленческого персонала, система мотивации персонала, социально-психологические проблемы управления и др.);

Ÿ финансовое состояние предприятия и денежных расчётов;

Ÿ состояние бухгалтерской отчётности;

Ÿ оптимальность структуры имущества предприятия и источники его образования;

Ÿ анализ уровня рентабельности и оборачиваемости оборотных средств;

Ÿ ликвидность.

С учётом проведения системного анализа производственно-экономической деятельности предприятия-банкрота в условиях антикризисного управления разрабатывается комплекс мероприятий стратегической направленности по выходу из кризиса.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем вызвана потребность предприятий в антикризисном стратегическом управлении?

2. Как антикризисная стратегия управления помогает избавиться от несостоятельности (банкротства)?

3. Какова роль стратегии в антикризисном управлении?

4. В каких ситуациях возникает необходимость в использовании разработки стратегических планов антикризисного управления?

5. Как изменялись характеристики внешней среды предприятий со временем?

6. Как менялись представления о целях развития предприятий со временем?

7. Какая связь существует между антикризисной стратегией, структурой предприятия, ресурсами и управленческой культурой?

8. Что такое управленческая культура и как она связана со стратегиями антикризисного управления?

9. Как классифицируются стратегии в антикризисном управлении?

10. Какова взаимосвязь между стратегией и тактикой в антикризисном управлении предприятием?

11. Какие особенности в стратегии и тактике антикризисного управления?

12. Что необходимо учитывать при разработке антикризисной программы?

13. Назовите порядок и содержание этапов разработки антикризисной стратегии организации.

14. Назовите основные этапы антикризисного стратегического планирования? Дайте их краткую характеристику.

15. В чем проявляется взаимосвязь стратегического и тактического (оперативного) планирования в антикризисном управлении?

16. Каковы возможные результаты реализации стратегии развития организации?

17. Какие изменения могут происходить в организационной и правовой форме бизнеса?

18. Представьте, что вы менеджер некой фирмы, которая находится на грани банкротства. Какова будет ваша стратегия по выведению фирмы из кризиса?

19. Сформулируйте определение понятия «технология антикризисного управления».

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ из четырёх предлагаемых вариантов для каждого вопроса:

1. Выберите правильный ответ:

а) Имущество предприятия представлено пассивом баланса, а источники формирования имущества – активом баланса;

б) Имущество предприятия представлено активом баланса, а источники формирования имущества – пассивом баланса;

в) Имущество и источники формирования имущества предприятия представлены активом баланса;

г) Имущество и источники формирования имущества предприятия представлены пассивом баланса.

2. Выберите причины возникновения несостоятельности, относящиеся к внешним (макроэкономическим) факторам:

а) инфляция, рост цен на ресурсы, низкий уровень организации маркетинговой деятельности;

б) рост цен на ресурсы, привлечение заемных средств на невыгодных условиях, непродуманная внешнеэкономическая политика государства;

в) инфляция, непродуманная внешнеэкономическая политика государства, нестабильность финансовой системы;

г) нестабильность налоговой системы, существенное снижение спроса, низкий уровень организации производственной деятельности.

3. На ранних стадиях банкротства предприятия осуществляют следующие мероприятия:

а) сокращение активов, не приносящих доход;

б) сбалансированность денежных активов и дебиторской задолженности с обязательствами;

в) смена руководителей подразделений;

г) психологическая переориентация персонала.

4. Хозяйственная политика, разработанная на основе предвидения будущего развития, называется…

а) стратегия управления;

б) текущая стратегия;

в) оперативная стратегия;

г) тактическое управление.

5. Политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение предприятия – это…

а) макросреда;

б) конкурентная среда;

в) главная среда;

г) специфическая среда.

6. Покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители – совокупность этих элементов представляет ………………………. предприятия.

а) главную среду;

б) специфическую среду;

в) конкурентную среду;

г) макросреду.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: