double arrow

Обязательный и инициативный аудит

Обязательный аудит регламентируется государством.

В соответствии со ст. 5 «Обязательный аудит» Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверкуфинансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Кто имеет право проводить обязательный аудит? Аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности (до 01.01.2010г.), являющиеся членами в саморегулируемой организации аудиторов (с 01.01.2010г.) и индивидуальные аудиторы,являющиеся членами в саморегулируемой организации аудиторов (с 01.01.2010г.)

Внимание! Наряду с этим:

· обязательный аудитбухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращениюна торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

· Договор на проведение обязательного аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,а также на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия (ГУП) или муниципального унитарного предприятия (МУП) заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения.

Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Услуги, несовместимые спроведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:

· введение бухгалтерского учета;

· восстановление бухгалтерского учета;

· составление налоговых деклараций;

· составление бухгалтерской отчетности.

В п. 7 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» приведен перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, которые аудиторские организации, индивидуальные аудиторы могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Данный перечень услуг является открытым, то есть не имеет жестких ограничений.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

· планирование аудита;

· получение аудиторских доказательств;

· использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;

· документирование аудита;

· обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать, а именно:

· независимость;

· честность;

· объективность;

· профессиональнаякомпетентность и добросовестность;

· конфиденциальность;

· профессиональное поведение;

· профессиональный скептицизм (то есть аудитору необходимо понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности).


Сейчас читают про: