double arrow

Тема 3. Стандарты аудиторской деятельности

Нормативно-правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Тема 2. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности

Профессиональное поведение

· Аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии.

· При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:

а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.


Вопросы по теме:

2. Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов.

1. Нормативно-правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита:

Первый уровень Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Указы Президента РФ. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", "Об акционерных обществах". Законы «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 N 119-ФЗ (частично действует до 01.01.2010) и от 30.12.08г. № 307-ФЗ.

Этот закон(ы) определяет место аудита в финансово-хозяйственной, деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

К документам второго уровняотносятся также распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, разъяснения Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, такие как:

Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»[1];

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 80 (ред. от 31.03.2009) "Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности"[2];

Данным постановлением утверждено новое Положение о лицензировании аудиторской деятельности, в котором предусмотрено предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов).

На уровне правительства утверждаются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время их 34, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557. Новая редакция названных Постановлений - от 19.11.2008 N 863.

Третий уровень нормативного регулированиядокументы Минфина России – это, прежде всего ПБУ, указания и приказы по частным вопросам регулирования деятельности аудиторских фирм и аудиторских объединений.

Четвертый уровеньруководящие документы и аудиторские стандарты аудиторских объединений

Пятый уровеньаудиторские стандарты аудиторских фирм

Нормативная поддержка Закона N 307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона N 307-ФЗ Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи
1. Аудиторская деятельность Статья 264 НК РФ ПСАД N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" ПСАД N 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации" ПСАД N 31 "Компиляция финансовой информации" ПСАД N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 1 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"
2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность Конституция Российской Федерации ГК РФ НК РФ Федеральные законы "О саморегулируемых организациях", "Об акционерных обществах", "О бухгалтерском учете" и др. Указы Президента Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные акты субъектов Российской Федерации ПСАД
3. Аудиторская организация Статьи 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона N 307-ФЗ
4. Аудитор Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол от 31.05.2007 N 56) Статьи 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона N 307-ФЗ
5. Обязательный аудит Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" Статьи 1, 6 Закона N 307-ФЗ ПСАД N 2 "Документирование аудита" ПСАД N 3 "Планирование аудита" ПСАД N 5 "Аудиторские доказательства" ПСАД N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 ПСАД N 10 "События после отчетной даты" ПСАД N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника"
6. Аудиторское заключение ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 ПСАД N 10 ПСАД N 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям"
7. Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" ПСАД Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
8. Независимость аудиторской организации, аудиторов Статьи 13, 17, 18, 20 Закона N 307-ФЗ
9. Аудиторская тайна ПСАД N 22 Кодекс этики аудиторов России
10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов ПСАД N 7 ПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" Статьи 17, 19, 20, 23 Закона N 307-ФЗ Постановление Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2006 N 66, утвердившее годовую форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-аудит "Отчет об аудиторской деятельности" Постановление Федеральной службы государственной статистики от 22.06.2004 N 49, утвердившее форму N 1-аудит "Сведения об аудиторской деятельности"
11. Квалификационный аттестат аудитора Статьи 4, 12 Закона N 307-ФЗ Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 12.09.2002 N 93н) Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Образование аудитора"
12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора Статья 11 "Квалификационный аттестат аудитора" Закона N 307-ФЗ
13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора Статьи 4, 8, 18, 20, 23 Закона N 307-ФЗ
14. Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг Статьи 13, 5, 6, 9 Закона N 307-ФЗ
15. Государственное регулирование аудиторской деятельности Статьи 16, 17, 18, 21, 22, 23 Закона N 307-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" Приказ Минфина России от 07.03.2002 N 47 "Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации"
16. Совет по аудиторской деятельности Статьи 15, 23 Закона N 307-ФЗ Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации
17. Саморегулируемая организация аудиторов Статьи 2, 3, 4, 7, 10, 11, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23 Закона N 307-ФЗ
18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов Статья 17 Закона N 307-ФЗ
19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций Статьи 17, 3, 4 Закона N 307-ФЗ
20. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов Статьи 3, 4 Закона N 307-ФЗ Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов Статьи 5, 17 Закона N 307-ФЗ
22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов Статьи 17, 15 Закона N 307-ФЗ
23. Заключительные положения <*>  
24. О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации <**>  
26. Вступление в силу настоящего Федерального закона <***>  

--------------------------------

<*> Определены сроки введения отдельных статей Закона N 307-ФЗ.

<**> Приводятся все утратившие силу законодательные акты со дня вступления Закона N 307-ФЗ.

<***> Приведены сроки вступления Закона N 307-ФЗ в силу.


2. Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов.

Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов взаимосвязаны. Так, большая часть прав аудиторов порождает обязанности клиента, а права клиента порождают обязанности аудиторов.

Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов приведены в ст. ст. 13, 14 Закона N 307-ФЗ.

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Перечислим права аудиторов, из которых вытекают обязанности проверяемого экономического субъекта.

Права аудиторов и обязанности аудируемых лиц

Права аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) Обязанности аудируемых лиц
Проверять в полном объеме документацию, связанную с хозяйственной деятельностью аудируемого лица, в также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам. Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: - непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; - выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица Создать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки. Осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки. Предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведений у третьих лиц. Не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. Оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности

Обязанности аудиторов и права проверяемых экономических субъектов также представим в виде таблицы.

Обязанности аудиторов и права аудируемых лиц

Обязанности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) Права аудируемых лиц
Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора. В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора. Получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг

Также аудитор обязан:

- обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки. Без согласия клиента не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Правовая сущность и особенности договора оказания аудиторских услуг

Отношения между аудиторами и аудируемыми лицами по поводу проведения независимой проверки и оказания сопутствующих аудиту услуг оформляются договором.

Договорные отношения аудитора-исполнителя и организации-заказчика регулируются п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (в рамках договора возмездного оказания услуг).

Как правило, профессиональная ответственность аудиторских компаний застрахована на фиксированную сумму годовым договором страхования. В случае предъявления налоговыми органами аудируемому лицу санкций (штрафы и пени), возникших в результате профессиональных ошибок аудитора при исполнении договора на оказание услуг, эти санкции компенсируются страховой компанией. Конкретизация ошибок, убытки по которым покрываются полисом страхования профессиональной ответственности, может быть приведена в договоре, заключаемом между аудиторской компанией и организацией-заказчиком <2>.

Закон N 307-ФЗ не определяет содержания договора оказания аудиторских услуг. Поэтому договоры, заключаемые в процессе осуществления аудита, относятся к особой разновидности гражданско-правовых договоров - предпринимательским договорам. Такие договоры подчиняются общим принципам гражданско-правового регулирования и вместе с тем обладают специфическими особенностями. Они заключаются в целях удовлетворения экономических потребностей предпринимателя (извлечение прибыли) в процессе предпринимательской (аудиторской) деятельности, носят возмездный характер, их участниками являются предприниматели.

Нормы о договоре оказания аудиторских услуг предусматривают следующие пункты.

1) Стороны договора. Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик.

Исполнитель - аудиторская организация, индивидуальный аудитор. Закон N 307-ФЗ предъявляет особые требования к аудиторской организации, индивидуальному аудитору как стороне в договоре на проведение аудиторской проверки, поскольку аудиторский контроль должен осуществляться лицами, обладающими профессиональными знаниями, не имеющими имущественной или иной заинтересованности в оценке достоверности финансовой отчетности другой стороны по договору (п. 1 ст. 8 Закона N 307-ФЗ).

Действующим законодательством установлены и другие ограничения в отношении субъекта, имеющего право проводить обязательную аудиторскую проверку, которые должны учитываться при выборе исполнителя по договору оказания аудиторских услуг.

При заключении договора на проведение аудиторской проверки акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, производственного кооператива необходимо учитывать, что выбор аудиторской организации должен быть одобрен высшим органом аудируемого лица - соответственно общим собранием акционеров, собранием участников, собранием членов кооператива.

Несоблюдение данных правил является нарушением требований законодательства. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна. Такая сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

Заказчиками по договору проведения аудиторской проверки (оказания аудиторских услуг) являются экономический субъект, в обязанности которого входит подтверждение своей ежегодной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудиторским заключением, а также другие лица, имеющие право возлагать специальное задание по осуществлению аудиторских услуг на аудиторскую организацию и индивидуального аудитора.

2) Особенности заключения договора. По общему правилу договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что регламентирует п. 1 ст. 425 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора субъекты хозяйственной деятельности свободны в выборе контрагента по договору. Однако при выборе аудиторской организации или индивидуального аудитора согласно п. 1 ст. 8 Закона N 307-ФЗ следует соблюдать принцип независимости.

3) Существенные условия договора. Договор на проведение аудиторской проверки должен содержать все существенные условия. Положения о договоре оказания аудиторских услуг содержатся в Правиле (стандарте) N 12 "Согласование условий проведения аудита".

В договоре на проведение аудиторской проверки (оказание аудиторских услуг), как правило, согласовываются следующие вопросы:

- предмет договора;

- сроки выполнения работ;

- права и обязанности сторон;

- стоимость работ и порядок расчетов;

- порядок приемки работ;

- ответственность сторон;

- штрафные санкции;

- условия соблюдения коммерческой тайны;

- порядок разрешения споров;

- реквизиты и подписи сторон. Наряду с этим договор может содержать и другие условия.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуг) или долгосрочный (неоднократное оказание услуг в течение определенного периода времени) характер, поэтому необходимо в условиях договора также отразить сроки и этапы оказания аудиторских услуг.

В правах и обязанностях аудируемого лица отражаются необходимость или возможность создания аудиторской организации условий для своевременного и полного проведения проверки и оказания услуг, представления всей необходимой документации и обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, получения от аудиторской организации информации о требованиях законодательства, касающихся аудита, необходимость или возможность оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, исключения давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерского учета клиента в любой форме и др.

4) Порядок исполнения договора. Принцип надлежащего исполнения обязательств, в том числе вытекающих из договора, предусмотрен ст. 309 ГК РФ и устанавливает, "что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями". Данный принцип предполагает, что обязательство должно быть исполнено надлежащим образом с точки зрения субъектов, предмета, места, срока и способа. Услуги должны быть оказаны лично, если иное не предусмотрено договором. Под личным исполнением в данном случае следует понимать невозможность переложения исполнения на третье лицо, если в договоре возмездного оказания услуг не предусмотрено иное.

Аудиторской организации предоставляется возможность привлекать аудиторов к проверкам на основании гражданско-правовых договоров, если это необходимо. Кроме того, при выполнении специального аудиторского задания перед аудиторской организацией могут быть поставлены специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний; в этом случае аудиторская организация вправе привлечь эксперта для ответа на такие специфические вопросы. В таком случае договор оказания аудиторских услуг должен предусматривать условие о привлечении к проверке других лиц.

Исполнитель в процессе проведения аудита обязан оценивать существенность обнаруженных недостатков и их взаимосвязь с аудиторским риском. (Правило (стандарт) N 4 «Существенность в аудите», Правило (стандарт) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Договор об оказании аудиторских услуг также должен предусматривать ответственность сторон и порядок разрешения споров (Правило (стандарт) N 12 «Согласование условий проведения аудита»).

5) Аудиторское заключение. По результатам аудиторской проверки выдается аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ).

Вопросы формы, содержания и порядка представления аудиторского заключения урегулированы Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

ФСАД 1/2010

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности и формирование мнения о её достоверности.

ФСАД 2/2010

Модифицированное мнение в аудиторском заключении.

ФСАД 3/2010

Дополнительная информация в аудиторском заключении.

6. Ответственность за нарушение договорных обязательств. Стороны, нарушающие договорные обязательства, несут имущественную ответственность в виде неустойки, возмещения убытков.

Под неустойкой понимается определенная законом или соглашением сторон денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; она может быть выражена в виде штрафа или пени (ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно будет недействительным. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК РФ).

Согласно ст. 15 ГК РФ убытки - это расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

К отдельным видам сопутствующих аудиту услуг с учетом их специфики вполне могут применяться некоторые последствия некачественности, предусмотренные ст. 723 ГК РФ, в соответствии с которой заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от исполнителя либо соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены, либо безвозмездного оказания услуги заново с возмещением заказчику убытков, причиненных просрочкой исполнения.

На практике наиболее распространенным способом защиты прав аудируемого лица является возмещение убытков.

У аудируемого лица могут возникнуть претензии к качеству проведенного аудита. Для того чтобы ставить вопрос о применении норм, закрепленных в ст. 723 ГК РФ, необходимо установить, что аудит (услуги, сопутствующие аудиту) был проведен некачественно.

Законодатель связывает качество аудиторской деятельности главным образом с соблюдением Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, обязательных при осуществлении аудита для аудиторов и аудируемых лиц (п. 1. ст. 10 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Требования, связанные с недостатками результата работы, проведенной аудиторской фирмой, могут быть предъявлены предприятием при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота (ст. 724 ГК РФ).

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, составляет один год (ст. 725 ГК РФ).

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» определяют, что аудитор несет ответственность за:

1. Нарушение условий договора или нарушение гражданского законодательства, связанное с неисполнением обязательств либо исполнением его ненадлежащим образом (ГК, статья 401). Ответственность предусмотрена также УК Российской Федерации;

2. Причиненный заказчику ущерб в результате некачественного проведения аудита.

Аудитор ответственен только за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовых отчетов проверяемой организации. Ответственность за подготовку и представление отчетов несет руководитель проверяемого субъекта.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудируемой фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию — понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки и штраф.

В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.


Вопросы по теме:

1. Роль стандартов в аудиторской деятельности.

2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

3. Внутрифирменные стандарты аудита

1. Роль стандартов в аудиторской деятельности.

Правовую основу для регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности определяет Закон об аудите. Исходя из норм данного Закона, сущность аудиторской услуги заключается в анализе информации (данных), содержащейся в документах финансовой (бухгалтерской) отчетности, на ее соответствие законодательству РФ.

Отношения в области аудита регулируются и иными нормативными актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом об аудите.

Отдельный уровень правового регулирования отношений в сфере аудита занимают:

· Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2011 N 30);

· А также новые стандарты, утвержденные Приказами МФ РФ в 2010 году (по новому порядку утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности):

- Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»,

ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;

- Приказ Минфина РФ от 24.02.2010 N 16н

ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»).

- Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н

ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»,

ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»;

Стандарты аудита - это единые базовые принципы, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие гарантии результатов аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер, причем не только для аудиторов, но и для аудируемых лиц. Поэтому, несмотря на то, что Правила (стандарты) в первую очередь касается аудиторов, руководителям предприятий и специалистам бухгалтерских (финансовых) служб было бы не лишним с ним внимательно ознакомиться.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

1. федеральные стандарты аудиторской деятельности;

2. стандарты саморегулируемой организации аудиторов;

3. внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Кроме того, имеются международные стандарты, в соответствии с которыми и разрабатываются федеральные стандарты.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

В настоящее время разработано и утверждено 43 стандарта аудиторской деятельности, в том числе:

- 30 ФПСАД, утвержденные Постановлением Правительства № 696,

- 9 ФСАД, утвержденные Приказами Минфина РФ.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В конце 2008 года в связи с мировым финансовым кризисом в ФПСАД были внесены существенные изменения и дополнения, затрагивающие проблемы качества оказания аудиторских услуг и главным образом контроля качества проведения обязательного аудита.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

создают общественный имидж профессии;

устраняют контроль со стороны государства;

помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита

финансовой (бухгалтерской) отчетности

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

2. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

При этом в соответствии с новым Законом «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ) целью аудита является только выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Однако это невозможно осуществить без проверки применяемой аудируемым лицом методологии бухгалтерского учета и ее соответствия законодательству Российской Федерации. регулирующему порядок ведения бухгалтерского учета в России.

Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

4. Рабочие документы используются:

при планировании и проведении аудита;

при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица.

Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

3. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

3. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности - сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Данные предпосылки включают в себя следующие элементы:

существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

возникновение - относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

стоимостная оценка- отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

точное измерение - точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношении существования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например, стоимостной оценки.

Процедуры проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

В настоящее время разработан и утвержден ФСАД 7/2011 с аналогичным названием "Аудиторские доказательства", который заменит собой ФПСАД N 5.

Новый стандарт определяет требования к выбору и выполнению процедур получения информации, исходя из которой делаются выводы о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Установлено, что аудиторские доказательства должны быть получены путем выполнения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур, состоящих из тестов средств контроля и процедур проверки по существу.

Новый стандарт начнет действовать с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу правила (стандарта) N 5 "Аудиторские доказательства", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Правило (стандарт) N 6 утратило силу

Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту.

2. В данном стандарте четко определены функции участников аудиторской группы:

а) должны выполнять процедуры контроля качества, применяемые к конкретному заданию по аудиту;

б) должны предоставлять аудиторской организации соответствующую информацию, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы контроля качества в части соблюдения принципа независимости;

в) могут полагаться на установленные в аудиторской организации принципы и процедуры контроля качества (например, в отношении навыков и профессиональной компетентности работников - на принципы и процедуры найма работников и непрерывного профессионального обучения, в отношении независимости - на принципы и процедуры сбора и сообщения соответствующей информации о независимости, в отношении поддержания взаимоотношений с клиентами - на принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующими клиентами, в отношении соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов - на мониторинг).

3. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности используются понятия, например:

"руководитель аудиторской проверки" - уполномоченное лицо аудиторской организации, несущее ответственность за выполнение задания по аудиту и подготовку аудиторского заключения;

"аудиторская группа" - работники, выполняющие задание по аудиту, включая всех экспертов, привлеченных аудиторской организацией к выполнению этого задания;

"мониторинг" - процесс анализа и оценки системы контроля качества аудита аудиторской организации, включающий периодическую выборочную инспекцию завершенных заданий по аудиту, осуществляемый с целью достижения разумной уверенности в том, что система контроля качества функционирует эффективно;

"руководящий сотрудник аудиторской организации" - лицо, обладающее полномочиями заключать договоры оказания аудиторских и сопутствующих аудиту услуг от имени аудиторской организации;

"работники" - руководящие сотрудники аудиторской организации и иные специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской организации и оказании сопутствующих аудиту услуг;

"специалисты" - работники аудиторской организации, за исключением руководящих сотрудников;

И другие.

Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

3. Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:

а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;

б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;

г) определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;

д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

е) оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, таких, как уместность допущений, а также устных и письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица.

4. Аудитор использует профессиональное суждение для определения требуемого объема знаний о деятельности аудируемого лица и его среде, включая систему внутреннего контроля. Первоочередной задачей аудитора является выяснение того, достаточно ли достигнутое понимание деятельности для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур. Объем знаний деятельности аудируемого лица, необходимый аудитору, как правило, ниже объема знаний, которым обладает руководство аудируемого лица.

Правило (стандарт) n 9. Связанные стороны

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к обязанностям аудитора и аудиторским процедурам в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся связанными сторонами аудируемого лица, и хозяйственных операций аудируемого лица с ними.

2. Для целей настоящего правила (стандарта) под связанными сторонами понимаются лица, признаваемые такими в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.

3. Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, а также существенного влияния операций между аудируемым лицом и связанной стороной на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не менее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции со связанными сторонами.

Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации о связанных сторонах, процедуры, определенные в настоящем правиле (стандарте), позволят предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации о связанных сторонах.

При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные аудиторские процедуры, являющиеся необходимыми в данных условиях.

4. Руководство аудируемого лица выявляет связанные стороны и операции с ними, а также раскрывает соответствующую информацию в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

5. Аудитору необходимо в достаточной степени понимать деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, что позволит ему выявлять события, операции и существующую практику, которые могут создать риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в части отражения связанных сторон и операций с ними. Наличие связанных сторон и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

а) порядок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности предусматривает раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами;

б) наличие связанных сторон и операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

в) источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности;

г) операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством.

Правило (стандарт) n 10. События после отчетной даты

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности термин "события после отчетной даты" используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.

2. Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.

3. В финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отражать следующие благоприятные и неблагоприятные события, происходящие после окончания отчетного периода:

а) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;

б) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.

Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе при рассмотрении представленной руководством аудируемого лица оценки способности указанного лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность.

2. Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов.

Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Правило (стандарт) n 12. Согласование условий проведения аудита

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования:

а) к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом;

б) к действиям аудиторской организации и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) в случае, когда руководство аудируемого лица обращается с просьбой к аудитору изменить условия задания на условия, предполагающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в аудиторском заключении.

2. Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Пример письма о проведении аудита приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

3. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также к сопутствующим аудиту услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.

4. Несмотря на то, что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством Российской Федерации, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).

Правило (стандарт) N 13, 14 и15 утратили силу

Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к выборочным проверкам в аудите, а также к методам отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора аудиторских доказательств.

2. При разработке процедур аудита аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны определить надлежащие методы отбора элементов, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств для достижения целей аудиторских тестов.

3. Термины, используемые в стандарте № 16:

Название термина. Значение термина.
аудиторская выборка (выборочная проверка) - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка;
ошибка -отклонение от нормального функционирования средства внутреннего контроля (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); -искажение в учете или отчетности (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу);
общая ошибка -степень отклонения от нормального функционирования средства внутреннего контроля (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); -суммарное искажение в учете или отчетности (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу);
аномальная ошибка ошибка вследствие единичного случая, которая не может произойти повторно (за исключением некоторых случаев) и, таким образом, не является репрезентативной ошибкой с точки зрения данной генеральной совокупности;