Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона

Финансовая обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления финансовыми ресурсами понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Более узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники финансового обеспечения субъекта Федерации.

Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору региона в основном на собственные возможности и источники поступлений в региональный бюджет, которые соизмеряются с расходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономических программ.

Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджетной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным считают, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношениями. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.

В настоящее время наряду с механизмом вертикального выравнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания, в котором «богатые» регионы осуществляют по некоторой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов.

Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона.

В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития субъектов Федерации:

  • объем финансовых ресурсов на душу населения;
  • средний душевой доход;
  • средний бюджетный доход на душу населения;
  • средний бюджетный расход на душу населения;
  • средняя заработная плата;
  • стоимость потребительского набора;
  • удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах;
  • прожиточный минимум.

Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, сравниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по региону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансовая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.

Данный подход к оценке, основывающийся на принципе выравнивания финансового положения регионов по среднему значению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использоваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации.

Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле:

ФО = (ФР / ПО) x 100%

ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период;

ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления.

С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона:

ФО1 = (ФР1 / ПО1) x 100%

ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период;

ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления.

Использование множества целевых показателей ФО, дает более точный результат комплексной и дифференцированной оценки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО.

Аналогичным образом можно определить показатель интегральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченности (самодостаточности) субъекта Федерации:

БО1 = (БР1 / ПБР1) x 100%

БО, — бюджетная обеспеченность по первому направлению социально-экономического развития региона;

БР1 ПБР1, — соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению.

Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности.

Уровень финансовой обеспеченности региона может быть повышен за счет:

  • роста доходной части бюджета на основе достижения необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета;
  • увеличения эффективности использования финансовых ресурсов за счет значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям;
  • объективизации бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администрацией региона активной экономической политики. Аккумулируя финансовые ресурсы с помощью налогов и сборов и направляя их на приоритетные нужды регионального сообщества, властные органы проводят заявленную на выборах экономическую и социальную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: