Показатели работы, проблемы и перспективы развития морского транспорта

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна D B, — это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива q т, воды q в и грузов снабжения q сн, которые может принять судно:

D в = Q + q т + q в + q сн.

Чистая грузоподъемность судна D ч — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

D ч = D в – (q т + q в + q сн).

Грузовместимость судна — объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м3.

Валовая (полная) регистровая вместимость судна W бр — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна W нт — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

W нт = 2/З W = 4/9 D в = 8/27 D.

Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени К х — отношение ходового времени t x в общей продолжительности рейса Т р:

К х = t х / Т р.

Коэффициент балластного пробега К б определяется делением балластного пробега L б на общий пробег судна L:

К б = L б / L.

Коэффициент загрузки судна ε заг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Q ф на чистую грузоподъемность судна:

ε заг = Q ф / D ч.

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна ε ч определяется отношением тонно-миль ∑ Ql к тоннаже-милям ∑ Dч Li.

.

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μ тс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ∑ Ql к числу затраченных тоннаже-суток ∑ D ч Т э за определенный период времени:

μ тс = Ql /D ч Т э.

Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

,

где Тэ1, Тэ2,..., Тэn — время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

D ч взв = ∑ D ч Т э / 365,

где ∑ D ч Т э — время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Q n — общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК П тпк — это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Q opt — это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

Пропускная способность порта П п складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ М вал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑ Q п(в) к полному времени пребывания судна в порту t ст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

М вал = ∑ Q п(в) / ∑ t ст.

Чистая интенсивность грузовых работ Мч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑ Q п(в) ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна ∑ t гр оп.

М ч = ∑ Q п(в) / ∑ t гр оп.

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

- валовой доход в иностранной валютеF в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валютеR в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте F ч инв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

F ч инв = ∑ F в - ∑ R в;

- валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ∑ R руб на чистую валютную выручку F ч инв.

В э = ∑ R руб / F ч инв.

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

Проблемы развития морского транспорта: повышение скорости судов; создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; развитие системы «река-море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализированных судов; внедрение новых силовых установок; совершенствование навигационных систем управления (до 30% аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного парка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» - 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.

Увеличение общего тоннажа флота вытекает из прямых потребностей экономики страны. Морской флот является практически незаменимым массовым грузовым транспортом. В связи с открытием новых месторождений и интенсификацией их освоения растет потребность в тоннаже, где одновременно возрастают каботажные перевозки в Европейских районах, которые обслуживаются пароходствами Черноморско-Азовского и Каспийского бассейнов, а также на Байкале.

Проблема специализации флота также отражает одну из всеобщих тенденций в развитии транспорта. Долгое время флот России состоял из универсальных судов, на которых перевозились любые грузы и пассажиры. Содержание специализированных судов дороже, чем универсальных. Однако, при увеличении объемов перевозок различных грузов и ужесточении требований к их сохранности, специализированные суда являются более рентабельными в эксплуатации. В настоящее время специализированный флот составляет 70% общего тоннажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: