Место и роль морского транспорта в транспортной системе России

Морской транспорт

Морской транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях.

Место морского транспорта и его роль в транспортной системе стран определяется масштабами выполняемых им перевозок, а также экономическим, социальным и политическим значениями. Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны. К сожалению, в настоящее время большая часть внешнеторговых грузов перевозится флотом других государств, т. е. внешнеторговые контракты на экспорт внешнеторговых грузов заключаются в основном на условиях доставки грузов флотом покупателя (на условиях ФОБ).

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Малый каботаж — плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Большой каботаж — плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание связано с заходами судов в иностранные территориальные воды.

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних перевозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на некоторых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском морях.

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам. К сожалению, разорительная налоговая и таможенная политика привели к тому, что российский транспортный флот переориентируется на перевозку грузов ГИФ.

Морской транспорт является одним из основных источников получения валюты. На его долю в ЕТС страны по объему перевозок приходится около 0,3%, т.е. он занимает 5-е место после речного (1%), трубопроводного (8%), железнодорожного (38,8%) и автомобильного (52%). А по грузообороту морской транспорт занимает 3-е место (8,5%), после железнодорожного (38%) и трубопроводного (53%), речной (2,9%), автомобильный (0,9%), воздушный (0,04%).

В 2007 году объемы перевозок грузов отечественным морским флотом возросли. За 2007 г. грузооборот отечественных морских портов вырос на 7,7% и достиг 451 млн.т. Ожидается, что в 2008 г. общий объем перевалки грузов морскими портами нашей страны увеличится до 480 млн.т. Годовой объем перевозок пассажиров снизился до 67,9 тыс. чел.

На начало 2006 г. количество судов морского флота РФ – 1546 единиц общим дедвейтом 14,4 млн. т. Весомая доля этих судов с суммарным дедвейтом 8 млн. т. эксплуатируется под иностранными флагами. За 2006 г. флот морских судоходных компаний РФ пополнился 28 новыми судами, за 2007 г. – 18 судами. Объем перевалки грузов в российских морских портах составил 421 млн. тонн, вырос на 4,4% по сравнению с 2005г. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос на 3,3% за счет перевалки наливных грузов. В 2006 г. переработано 395,7 млн. т. экспортных грузов.

Преимущества морского транспорта заключаются в следующем: это основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные межконтинентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: