double arrow

Советский период развития культуры России

Первая мировая война и обострение социальных и национальных противоречий в России привели к кризису и революции 1917 г. (которую возглавили большевики — наиболее радикальное политическое течение). Революция и гражданская война привели Российскую империю к распаду на самостоятельные национальные республики. Впоследствии возник СССР как новая супердержава. В области материально-экономической культуры начались поиски новых форм хозяйствования: военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация. Возникает погоня за количеством производимого продукта в ущерб его качеству. Коллективный труд получает приоритет над индивидуальным, тяжелая промышленность — над легкой, производство — над потреблением. Закономерным явлением становится милитаризация производства. Административная команда преобладала над личной заинтересованностью, плановая система хозяйства — над рыночной экономикой. Неудачи предпринимаемых экономических реформ привели к нарастанию экономического отставания и в итоге — к кризису административно-командной системы, возникновению необходимости коренной перестройки всего хозяйственного механизма и материальной культуры. Кроме того, в годы «перестройки» наступил общий упадок духовной культуры бывшего советского общества, началось пробуждение национального самосознания в республиках бывшего Союза.

Советский период представляет собой сложное и противоречивое явление не только в истории, но и культуре. С одной стороны, советский период развития культуры дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов; способствовал появлению многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. С другой стороны, именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная система, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, физическим уничтожением цвета российской интеллигенции; одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и лидера-пророка. Известны высказывания философа Н. Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве».

Советская власть несет ответственность за серьезный ущерб русской культуре XX в. Трагическим было изгнание из страны представителей русской культуры, которые не приняли советскую власть. В результате страну покинули сотни выдающихся ученых и деятелей культуры.

Среди них — С.Н. Виноградский, Ф. И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, И. Е. Репин, Ю.П. Анненков, И.А. Бунин и др. И все-таки большинство деятелей науки и культуры осталось на Родине, продолжая свою творческую жизнь в России.

Современные исследователи, изучая историю русской советской культуры, прослеживают в ней несколько крупных периодов;

  1. 1) первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России;
  2. 2) тоталитаризм и культура (30 — начало 50-х гг.);
  3. 3) развитие культуры в 50–80-е гг.

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассматривать в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой и культурой Русского зарубежья. В настоящее время исследователи приходят к выводу, что советская культура и культура советской эпохи — это не одно и то же. Многозначную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего». Истинная духовность, обращение к национальным традициям и общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая сложно и трудно прорывалась через политизацию, временное непонимание и забвение. Истинную ценность и золотой фонд России составляют имена А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, Н.С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, А.Ф. Лосева, А. Солженицына и др.


Сейчас читают про: