Проблема историко-культурной идентичности России

В исторической науке нет единого мнения относительно места России в мировой истории. Причин существования проблемы несколько. Огромная территория России, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, открытость внешним влияниям, чередование в истории страны относительно замкнутых, сильно различающихся между собой периодов, задача модернизации, сознательно ставящаяся российскими государственными деятелями, начиная с Петра I, – все это ставит множество вопросов перед каждым, кто стремится выявить качественное своеобразие, определить цивилизационную принадлежность нашего отечества.

Сторонники западнических концепций утверждают, что наша страна развивается так же, как и Запад (Европа), но отстала на этом пути, результатом чего и явилось ее историческое своеобразие. Поэтому России необходимы модернизация и вестернизация (европеизация). Причины отставания обычно связываются с монголо-татарским игом, отбросившим русские земли назад в экономическом, политическом и культурном отношениях, замедлившим дальнейший общественный прогресс. Отмечаются также многочисленные войны, которые вела страна на всем протяжении своей истории, причем большая их часть разворачивалась непосредственно на территории самой России. Современные историки и публицисты – сторонники данного подхода – часто связывают факт отставания с приходом к власти большевиков в октябре 1917 года или же с реформами конца XX века – в зависимости от политических предпочтений.

Западнический подход исходит из хронологической сопоставимости истории России и Западной Европы, начиная с периода Средних веков (раннее единое государство, политическая раздробленность, централизованное государство, просвещенный абсолютизм и т.д.). Однако он не учитывает определенного сходства российских общественно-политических институтов с восточными - прочность общины, преобладание вертикальных связей над горизонтальными, исключительная роль государства и идеологии (религии) в жизни человека и общества.

Тем не менее, данная точка зрения является очень распространенной. Впервые она была четко сформулирована российскими западниками на рубеже 30 – 40 годов XIX века. Ее придерживались либералы второй половины XIX – начала XX века. Сторонниками этой концепции, хотя и с некоторыми оговорками, были многие выдающиеся русские историки XIX века. Советская историография отечественной истории базировалась исключительно на этой концепции, причем путь развития Европы считался в принципе универсальным для всего человечества. В наши дни эта точка зрения по-прежнему четко прослеживается во многих исторических работах, публицистике, в платформах таких политических партий как «Яблоко» и СПС, «Правое дело».

Вариантом западничества является концепция эшелонов развития. Считается, что все народы и государства проходят одни и те же исторические периоды, но страны разных эшелонов – в разное время. Критерий выделения стран первого, второго, третьего и других эшелонов – уровень экономического развития в тот или иной момент исторического времени. Россия в рамках данной концепции относится к странам второго эшелона. Часть современных сторонников этой точки зрения полагают, что наша страна в принципе не может изменить свой относительный уровень развития (так считает, в частности Е.Т. Гайдар). Какие бы меры не принимались ее правителями, страна всегда будет находиться в числе среднеразвитых, уступая Западной Европе и США. Другие историки и экономисты полагают, что это не так.

Согласно теории модернизации Россия по тем или иным причинам периодически отстает от западных стран и возникает необходимость в быстром рывке вперед – модернизации, которая может быть более или менее всесторонней, более или менее успешной. Л.И. Семенникова выделяет в истории России петровскую модернизацию (реформы первой четверти XVIII века), александровскую (реформы середины XIX века), столыпинскую (реформы начала XX века), сталинскую (индустриализация 30-х годов XX века) и ельцинскую (реформы конца XX века). В качестве образца во всех случаях выступает Запад.

Современные историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как органическую часть западной (европейской) цивилизации. При этом, учитывая тот факт, что цивилизационным центром западного мира в настоящее время являются Западная Европа и США, России, также как и странам Восточной Европы, отводится роль периферии. В рамках данного варианта концепции России присущи все те же черты, что и цивилизационному центру, но в «ослабленном» виде. Критики этой точки зрения, в частности экономист Д.Е. Сорокин, не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром – областью притяжения других государств и народов.

Есть обществоведы (Э.Э. Ухтомский, К.Витфогель, А.А. Кара-Мурза и др.), предлагающие отнести Россию к обществам восточного типа. Они полагают, что все попытки перевести страну на западный путь развития (принятие христианства, реформы Петра I и др.) оказались неудачными. После прихода к власти большевиков страна превратилась в типичную восточную деспотию во главе с тираном – партийным вождем. Однако эта точка зрения не учитывает тот факт, что Россию объединяет с западным миром христианство, периоды ее истории сопоставимы с европейскими, а Киевскую Русь и Российскую империю, особенно после реформ середины XIX века невозможно отождествить с обществом восточного типа.

Кроме того, в Советском Союзе восточные общественно-политические институты (государственная собственность на средства производства, отсутствие частных собственников, корпоративность, всевластие государственно-партийной номенклатуры во главе с лидером партии и государства, отсутствие диалога власти и общества, роль идеологии в обществе и т.п.) сосуществовали с западной техникой и технологией, западной структурой народного хозяйства и занятости населения.

Ввиду экзотичности концепция исключительно восточной природы России никогда не была широко распространена ни в публицистике, ни тем более, в исторической литературе.

Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России. Главный аргумент сторонников этого подхода связан с тем, что своеобразие России несводимо к отставанию. Оно определяется целым рядом самобытных общественно-политических и идеологических институтов, ставших результатом воздействия внутренних и внешних факторов развития страны.Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем, и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия – это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины - православной религии – другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.

Славянофильская концепция истории России возникла на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. По мнению ее создателей, Россия изначально развивалась самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории, привнеся в Россию европейские формы организации жизни. Вернуться в прошлое нельзя, забыть приобретенное невозможно и теперь уже ненужно. Следует осуществить синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность православию, власть царя, опирающуюся на мнение народа, выражаемое на Земских соборах) и того, что может дать Запад, а это, прежде всего, техника и технология. Обозначенный синтез будет означать вновь обретенную самобытность страны. Таким образом, в истории России славянофилы видели уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчленимую целостность.

Евразийцы (Г. В. Вернадский, Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский и др.)иначе подошли к российской самобытности. Согласно евразийской концепцииРоссия представляет собой особый евразийский мир, явившийся результатом синтеза восточных и западных влияний. Это «сложная историческая формация», «особый исторический мир», включающий в себя культуры Европы и Азии. Специфика Евразии-России, ее роль духовной твердыни, противостоящей «мировому злу», связана, прежде всего, с православием и православной церковью. Именно благодаря православию как единственной истинной, универсальной и в то же время индивидуализированной религии, а также национальному своеобразию как синтезу культуры Европы и Азии Евразия–Россия сможет сыграть мессианскую роль в истории, вовлечь Европу в свой Евразийский мир.

К Советской России евразийцы относились двойственно. С одной стороны, большевизм оценивался однозначно отрицательно как наиболее яркое проявление порочности рациональной европейской мысли. С другой стороны, революция, по мысли евразийцев, создавала возможность освобождения Евразии–России из-под «гнета» европейской культуры, восстановления своеобразия евразийского мира. Тем самым открывалась перспектива воплотить в жизнь мессианское предназначение России. В условиях кризиса Запада Россия способна, полагали евразийцы, предложить миру альтернативный путь развития и повести его за собой. Эта теория оформилась в 20 – 30 годы XX века в среде русских эмигрантов. Когда кризис либерализма на Западе был преодолен, интерес к евразийству упал.

В настоящее время в связи с крайним обострением глобальных проблем современности вновь стали актуальными поиски альтернатив, и евразийская концепция снова активно развивается. Она учитывает сходство российских общественных форм с восточными, а также хронологическую совместимость истории нашего отечества и европейского мира. Это и создает возможность для России выдвигать альтернативы, которые теоретически могут быть приняты западными странами. Евразийство оптимистично, но вряд ли в полной мере соответствует действительности. Если бы на территории России в полной мере осуществился синтез восточных и западных начал, наша страна, вероятно, была бы мировым лидером. Кроме того, современное евразийство это не только научная теория, но и политическое движение, имеющее ярко выраженные националистические черты. В истории страны евразийцы видят самобытность как синтез восточных и западных принципов развития и европейское влияние. При этом если в первой трети XX века отмечалось преобладание азиатских черт, то в настоящее время, по мнению евразийцев, доминируют европейские характеристики.

Среди сторонников цивилизационного подхода, разделяющих представление о незападности, самобытности России существует несколько точек зрения. Одни видят в ней центр православной (А.С. Панарин, С.С. Чистякова и др.) или же славянской цивилизации (Н.Я. Данилевский), другие выделяют особую российскую (М.П. Мчедлов, Д.Е. Сорокин, В.Ф. Шаповалов) или евразийскую цивилизацию (А.Г. Дугин). Среди приверженцев этих концепций есть историки и культурологи, относящие соответствующую цивилизацию к числу пограничных, то есть видящие в ней совмещение восточных и западных форм организации жизни. Другие приверженцы этих концепций не считают нужным соотносить характеристики православной цивилизации, славянской или российской с особенностями иных стран и народов. (К евразийцам это, естественно не относится, так как данная концепция основана на идее синтеза).

Употребление словосочетания «евразийская цивилизация » вместо «евразийский мир» не добавляет к концепции России - Евразии ничего принципиально нового. Правда, современные сторонники концепции, в отличие от ее создателей, как правило, не подчеркивают преобладание Востока. Однако определение России в качестве самостоятель­ной евроазиатской или азиатско-европейской цивилизации вызывает существенные возражения, что связано, прежде всего, с неопределенностью ее границ, которые потенциально охватывают всю территорию Монгольской империи Чингисхана, то есть включают даже Китай.

Концепция православной (восточнохристианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, Черногорией, Молдавией, Румынией, Грузией и Арменией по конфессиональному и территориальному принципу. Достоинства этой точки зрения связаны с тем, что Россия выступает в качестве центра экономического и культурного притяжения для ряда государств и народов и занимает место, соответствующее ее историко-культурным характеристикам и экономическим возможностям в качестве лидера одной из мировых цивилизаций. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета, а исповедуют такие религии как ислам, буддизм, язычество. В то же время в исторической литературе убедительно показано влияние православия на менталитет не только русского, русскоязычного, православного населения страны, но также - через официальную советскую идеологию – на значительную часть не русскоязычного и не православного населения СССР.

Попытка идентифицировать Россию в качестве центра славянской цивилизации, не выдерживают критики, так как славянский мир расколот по конфессиональному признаку: все западные и часть южных славян исповедуют католичество. Это способствует их ориентации на Западную Европу в значительно большей степени, чем на Россию. Правда, в период Новейшей истории концепция России как ядра славянской цивилизации получила неожиданное подтверждение: после Второй мировой войны все славянские страны вошли в сферу влияния СССР. Однако после распада мировой социалистической системы и СССР на Россию однозначно ориентируется только республика Беларусь. Приходится констатировать, что концепция России как центра славянской цивилизации основана лишь на одном критерии объединения государств и народов в цивилизации – этническом. Конфессиональный и территориальный критерии в данном случае входят в глубокое противоречие с этническим принципом.

Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный факт, что Россия является цивилизационным центром. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть не наряду с французской, португальской, вьетнамской, иранской и т.п., а в одном ряду с западной, исламской, конфуцианской, индо-буддийской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Концепция акцентирует внимание на целостности и значимости России, но, отождествляя, в общем и целом, одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения утверждает, что все другие страны и народы входят в другие цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что не соответствует историческому прошлому страны.

Кроме того, возникает вопрос: почему во времена Российской империи и СССР границы российской цивилизации проходили по одной из линий будущего распада Советского Союза? Ведь территориально-национальное размежевание в СССР проводилось во многом произвольно, а, главное, не в глубокой древности, а в первой половине XX века. Что касается Крыма, то с конца XVIII века он входил в состав России, а Украине вообще никогда до 60-х годов XX века не принадлежал. Согласно этой концепции выходит, что, если территория страны сокращается, то автоматически уменьшается и российская цивилизация. А что будет, если Россия объединится с Беларусью или еще с какой-нибудь бывшей республикой СССР в одно государственное целое? Политические границы большего государства – соблазнительный, но ненадежный критерий типологии цивилизаций.

Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. По мнению Л.С. Васильева[3], восточный тип развития, привнесенный на русские земли во времена монголо-татарского ига, наложился на изначальный западный тип. Можно считать, что результатом этого взаимодействия стало отчасти механическое соединение восточных и западных принципов развития, а отчасти – их синтез, что и позволяет говорить об образовании новой пограничной цивилизации. Поскольку исходным типом развития был западный, у России (начиная с периода Средних веков) модифицированная европейская модель развития. Периодическое усиление в российском обществе то восточных, то западных характеристик объясняется отсутствием органического единства разнородных элементов: синтез не завершен, собственный, оригинальный путь развития в полной мере не выработан. Однако осуществляется поиск такого пути (православный проект, социалистический проект), развитие происходит в направлении все более полного синтеза. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, что наша страна – исключение из всех правил. Однако проблема взаимодействия различных культур на территории России остается нерешенной, как и в подавляющем большинстве существующих концепций.

Есть мнение, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество, конгломерат народов, относящихся к разным типам развития (Л.И. Семенникова, А.Д. Богатуров и А.В. Виноградов; А.С. Ахиезер). Конгломератное объединение является достаточно прочным и, в общем и целом, устраивает объединившиеся народы, но в ситуации ослабления центральной власти оно может достаточно легко распасться. Отсутствие синтеза разнородных элементов порождает неравномерность и даже катастрофичность развития. На крутых поворотах истории Россия сдвигается то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Поэтому на всем протяжении истории перед Россией особенно остро стояла проблема выбора пути общественного развития.

Этот подход учитывает многонациональность и многоконфессиональность России, разнообразие форм организации жизни народов, населяющих ее огромную территорию. Причем именно этому фактору отводится решающая роль в определении своеобразия исторического пути России. Однако концепция полностью отрицает наличие какого-либо наднационального единства, что, учитывая наличие обширной литературы, показывающей обратное[4], видимо, не соответствует действительности. Кроме того, если царская Россия и СССР представляли собой объединение народов, в котором русские составляли меньше половины населения, то Киевская Русь и современная Россия гораздо более однородны (в РФ русские составляют примерно 80% населения).

Таким образом, проблема историко-культурной идентичности России не решена, однако специфика ее исторического развития достаточно хорошо известна. Она определяется целым рядом факторов. Обозначим эти факторы, обращая внимание, прежде всего, на вытекающие из них следствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: