double arrow

Немецкий театр. 1917 – 1945 годы являются самым драматическим периодом в истории Германии

1917 – 1945 годы являются самым драматическим периодом в истории Германии. В этот период произошли две мировые войны, начатые самой Германией и закончившиеся полным ее разгромом. В это время возникло новое художественное направление – экспрессионизм, которое внесло большой вклад в развитие сценического искусства.

Пьесы этого периода рассказывают о проблемах, которые возникали в ходе исторических процессов. Драматурги, как никто другой, ощущали необходимость в новых формах изображения окружающего мира. Они создали драму с нетрадиционной структурой, которая была обогащена возможностями других литературных жанров – эпоса и лирики. Экспрессионисты считали своей задачей показать потаенную суть существующего мира. Крылатым выражением стали слова писателя и теоретика экспрессионизма Казимира Эдшмида: «Мир существует. Повторять его нет смысла».

Экспрессионистская драматургия получила название «драма крика». Это название означало, что ничего не говорили вполголоса, все было «слишком»: отказ от правдоподобия в построении сюжетов и развитии отдельных образов; персонажи, почти лишенные индивидуальных черт; резкие контрасты; нарочито неправильные ритмы и исковерканный язык («Время действия – сегодня, место – мир). В своей драматургии экспрессионисты видели средство для духовного пробуждения народа. В экспрессионистской драматургии было принято деление персонажей на несколько иерархических групп. В первой из них были немые персонажи, или «толпа», во второй – «люди» – те, кто может понять героя, в третьей – сам герой, устами которого автор высказывал свои идеи.

Конфликт в пьесе возникал не потому, что сталкивались различные мнения. Это происходило потому, что права всегда была только одна сторона. Диалог постепенно заменялся монологом или той особой формой обмена неперекрещивающимися репликами, при которой партнеры говорят одновременно, как бы не слыша друг друга.

Все произведения Фридриха Вольфа так или иначе перекликаются практически со всеми этапами развития немецкой драматургии в течение более трех десятков лет: от экспрессионизма до социалистического реализма. Первая пьеса Вольфа – «Магомет», которую поставили на сцене в 1917 году – была как раз типично экспрессионистской драмой («Кто может молчать, когда говорит душа?») Пьеса «Бедный Конрад» (о крестьянском восстании, главным героем стали не дворяне, а народ) стала первым реалистическим и историческим драматическим произведением Вольфа. В ней четко прослеживаются новые тенденции немецкой драматургии 1920-х годов. История стала для немецких драматургов базой для аналогий с прошлым, которое так нужно настоящему. В 1930-е годы практически все драматурги заинтересовались фигурой Наполеона, которого они развенчали и вывели в своих произведениях ничтожной личностью, узурпатором и завоевателем, а также к Великой Французской революции. Главным принципом драматургии Вольфа является четкий, тенденциозный, партийный отбор материалов. И экспрессионисты, и пролетарский театр 1920-х годов сознательно отгораживались от психологизма.

Ставший коммунистом в 1928 году и провозгласивший с трибуны Всегерманского союза рабочих театров принцип «Искусство – это оружие», Вольф уже в пьесе «Цианистый калий» стал критиковать буржуазный строй. С этого времени все его произведения стали образцами нового направления в немецкой литературе – социалистического реализма. В 1933 году Вольф переехал в Советский Союз, где писал антифашистские пьесы, самые достоверные с документальной точки зрения.

Можно сказать, что переворот в драматургии совершил Бертольт Брехт. Исключительными по новизне и творческой дерзости считаются пьесы Брехта, а также их постановки самим автором. После того как к власти в Германии пришел Гитлер, Брехт вынужден был эмигрировать. Больше 15 лет он прожил вдали от родины. В 1948 году Брехт перебрался на постоянное жительство в демократический Берлин. В 1949 году он создал свой театр, который назвал «Берлинер Ансамбль». В его творчестве были связаны воедино теория театра, новая драматургическая техника и мировоззренческие принципы. Все это исходило из одной потребности – заново осмыслить существующую действительность. Одно из самых известных произведений Брехта – «Трегрошовая опера», «мамаша Кураж и ее дети). Все его пьесы были разоблачительными, антифашистскими.

Для своего театра Брехт использовал множество эпитетов: «неаристотелевский», «эпический», «нетрадиционный», «небуржуазный». О состоянии современного театра Брехт высказывался довольно язвительно. Чего стоят такие, например, афоризмы: «Лучшие зрители те, которые уходят из театра»; «Внушение в театре действует как при эпилепсии, когда один эпилептик заражает всех»; «Жизнь в традиционном театре становится видимой, но не ясной».

Суть новой художественной ориентации сводилась к тому, что преимущественное внимание уделялось не внутреннему миру человека, а его зависимости от общественной ситуации и механизмов социального угнетения. Как и в древнем эпосе, конфликт зарождался между героями и действительностью. Брехт разработал схему отличий обычного «аристотелевского», драматического театра от театра эпического:

- театр должен не создавать иллюзию жизнеподобия, а разрушать ее, «отчуждать» (принцип очуждения);

- театр должен заставить зрителя думать, анализировать и принимать решения;

- наличие содержащегося в пьесе наглядного урока, вынесение его на суд зрителей.

Присутствие Брехта в мировой драматургии ХХ века стало толчком к ее творческому развитию.

Со второй половины 1960-х годов в ФРГ широкое распространение получили театры так называемых малых форм. Молодежные выступления привели к появлению уличных театров полусамодеятельного характера.


Сейчас читают про: