double arrow

Русский театр

С началом первой русской революции МХТ приостановил свою деятельность. В 1906 году труппа отправилась в Европу на гастроли. За границей театр очень быстро завоевал популярность.

Отличительной чертой деятельности МХТ второго десятилетия стало создание харaктерного образа. В комических, почти гротескных персонажах угадывались черты живых, реальных людей, и это воздействовало на зрителя необыкновенно сильно («Ревизор» Гоголя, 1912; «Мнимый больной» Мольера, 1913; «На всякого мудреца довольно простоты» Островского). Самыми значительными спектаклями второго десятилетия деятельности Художественного театра стали «Месяц в деревне» И. С. Тургенева и «Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского. Первый спектакль был поставлен Станиславским, второй – Немировичем-Данченко.

После революциитеатры были переданы в ведение Отдела искусств Госкомиссии по просвещению. Происходило творческое взаимодействие между крупнейшими театрами (Малый театр, Московский Художественный театр), определившими свои художественные традиции ещё до 1917г., выделенными в 1919 в особую группу академических театров, и новыми театрами, созданными в первые годы Советской власти: Театр имени Вахтангова, Театр имени Маяковского, Театр имени Моссовета. Театры в республиках, ранее находившиеся в тяжелом положении, приняты на госбюджет. В 1919 создан Киевский драматический театр.

Главная основа театра – идеологическая. Новое сценическое воплощение классики, созвучное революции, начинало проявляться и в заострении социально-обличительных мотивов («Ревизор» Н.В. Гоголя в МХАТе, 1921). Возникают агитационные театры, массовые уличные представления. Большое влияние на развитие всего советского театра оказал М. Горький, который был инициатором создания Большого драматического театра в Петрограде; ему принадлежит идея организации театральных представлений на различные темы по истории мировой культуры.

В годы Отечественной войны деятели театра приняли активное участие в борьбе советского народа против фашистского нашествия («Нашествие» Л.М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А.Е. Корнейчука). В послевоенные годы советский театр продолжил работу над спектаклями, отражающими жизнь и борьбу народов СССР. Создание образа советского патриота – участника Великой Отечественной войны определило пафос таких произведений театрального искусства, как героико-эпическая постановка «Молодой гвардии» по одноимённому роману А.А. Фадеева (1947), «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева (1947). В конце 40-х – начале 50-х в развитии театра особенно резко сказались тенденции, связанные с воздействием на искусство культа личности Сталина. Они проявлялись в искусственном сглаживании жизненных противоречий, в поверхностном изображении советской действительности, обеднении выразительных средств. Главное направление советского театра в 50 – 60-е – воплощение тем современности находит выражение в спектаклях, утверждающих высокие морально-этические нормы: «Иркутская история» А.А. Арбузова (1959), «В добрый час!» (1954) и «В день свадьбы» (1964) В.С. Розова. В репертуаре театров значительное место начинает занимать современная прогрессивная драматургия – пьесы Б. Брехта, Э. Де Филиппо, А. Миллера. Темы советской драматургии: революция (К.Тренев «Любовь Яровая»), человек и дело его жизни (пьесы Погодина), человек НТР, единство личного и общественного.


Сейчас читают про: