double arrow

Конспект. Краткая запись информации так, чтобы при необходимости воспроизвести ее в том же объеме до последней строки – общее определение конспекта

2

Тезисы

Выписки

Как писать конспекты

Краткая запись информации так, чтобы при необходимости воспроизвести ее в том же объеме до последней строки – общее определение конспекта. Одновременно он должен содержать: планы, тезисы и выписки. Однако, если между отдельными частями записи нет смысловой связи – это не конспект.

Выписки — самая простая форма конспектирования. Они почти дословно повторяют текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. При написании «Истории русской литературы» Н. Энгельгардт пользовался исключительно техникой выписок, книга имела успех.

Тезисы представляют собой записанные выводы и требуют от студента их понимания. При написании заданной работы надо представлять ее в виде структуры, состоящей из цепочки тезисов. Составленная посредством тезисов работа, как раз и является скелетом структурной карты предмета, представленной системой понятий. Если в абзаце тезис не обнаружен — значит, вы не поняли логику автора. Тезисы могут включать в себя и второстепенные положения.

Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредственное.

Запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения является непосредственным конспектированием. По ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным при конспектировании лекций, т.к. вы не имеете возможности ни перескочить в конец лекции, ни повторить ее снова, перемотав на начало. Именно поэтому такую запись студенты делают диктофонами.

Однако, при таком способе конспектирования вы не поймете сути прочитанного, пока не охватите содержание последующего и предыдущего изложения. Потому что до последующего изложения вы еще не дошли, а предыдущее, постоянно прерываясь на конспектирование, еще не осмыслили. Соответственно, вы не можете воспринять непрерывную идею всей изучаемой темы и не можете кратко изложить ее, а ведь именно это и цель конспектирования. Зачастую, многое из того, что попадет в ваш конспект, окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то важные детали вы пропустите. В итоге конспект не оправдает себя.

Например, подробное описание покраски корпуса системного блока вашего компьютера в течение нескольких дней, затронет доскональное описание (частота мазков кистью, количество краски на кисти и т.д.), каждой стенки корпуса. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждой поверхности корпуса, но в единую систему эта информация не сложится. Если же вы предварительно осмотрите корпус в целом, то весь конспект сведется к фразе: «Красить все кроме передней панели в черный цвет, а переднюю панель в серебристый».

Поэтому добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, а затем, возвращаясь к началу конспекта, вы ловите себя на мысли, что читаете это впервые, хотя несколько часов назад писали конспект своей рукой. Все это время ваш мозг, постоянно прерываясь, работал вхолостую, оставив вам ощущения только каши в голове. А только что написанный вами конспект становится для вас же китайской грамотой, которую нужно читать снова, как в первый раз. Если же Вы при конспектировании пользовались сокращениями, то многое в своем конспекте при его перечитывании попросту не поймете.

2

Сейчас читают про: