double arrow

Биологические особенности основных с/х культур

1. Классификация полевых культур

2. Характеристика хлебов I и II группы

3. Культуры, возделываемые в Казахстане

Классификация полевых культур.В нашей стране возделывается большое количество полевых культур, которые отличаются по бота­ническим, биологическим, хозяйственным признакам и особенностям возделывания. Для удобства изучения полевые культуры разде­ляют на соответствующие группы. Однако единую классификацию установить трудно, так как многие культуры, отнесенные к одной группе, по ряду признаков можно отнести и к другим группам (табл.1).

Таблица 1. Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур

Группы по характеру использования продукции характеру использова­ния продук­ции Биологические подгруппы Культуры
Зерновые Зерновые хлеба (озимые и яровые) Пшеница, рожь, овес, тритикале
  Зерновые хлеба яровые и растения других семейств Кукуруза, просо, сорго, рис, чумиза, гречиха
  Зерновые бобовые Горох, кормовые бобы, че­чевица, чина, нут, фасоль, соя, люпин
Корнеплоды, клубнеплоды, Корнеплоды Сахарная и кормовая свек- ла, морковь, брюква, турнепс
  Клубнеплоды Картофель, земляная груша
Бахчевые Бахчевые Арбуз, дыня, тыква
Новые кормовые растения Кормовая капуста   Кормовая капуста, кольраби Борщевик Сосновского,
  Новые многолетние кормовые растения окопник жесткий, левзея саф-лоровидная, сильфия пронзеннолистная
  Новые однолетние кормовые растения Мальва мелюка, редька масличная
Кормовые травы Бобовые травы многолетние Клевер, люцерна, эспарцет
  Злаковые травы многолетние Тимофеевка, овсяница, житняк
  Бобовые травы однолетние Вика, сераделла, клевер
  Злаковые травы однолетние Суданская трава, могар, райграс
Масличные и эфирномасличные Масличные Подсолнечник, сафлор, гор- чица, рапс, рыжик, клещевина кунжут, мак масличный, арахис, перилла, ляллеманцияция
  Эфирномасличные Кориандр, анис, тмин, мя­та перечная, шалфей мускат­ный
Прядильные Растения с волокном на се­менах Хлопчатник
  Лубоволокнистые Лен, конопля, кенаф
Табак и махорка Табак, махорка

Из классификации видно, что зер­новые культуры составляют одну группу, но они различны по своим морфологическим и биологическим особенностям и поэтому подразделяются на подгруппы. Различают хлеба I, II групп и зерно­вые бобовые.

Хлеба I группы относятся к семейству мятликовых (Роасеае) и включают пшеницу, рожь, ячмень, овес, тритикале. Растения этой группы характеризуются следующими признаками: соцветие — колос (у овса — метелка), плод— зерновка с продольной борозд­кой, стебель — соломина, корневая система мочковатая, зерно про­растает несколькими корешками. Культуры озимые и яровые, мало­требовательны к теплу, но нуждаются во влаге, относятся к ра­стениям длинного дня.

Хлеба II группы также относятся к семейству мятликовых — кукуруза, просо, сорго, рис, чумиза. Отличительные особенности растений этой группы: соцветие — метелка (у кукурузы женское соцветие — початок, мужское — метелка), стебель — соломина с выполненной сердцевиной, корневая система мочковатая, зерно про­растает одним корешком, плод — зерновка без бороздки. Представ­лена только яровыми формами, растения более требовательны к теплу и свету, засухоустойчивые (кроме риса), относятся к ра­стениям короткого дня.

Зерновые бобовые относятся к семейству бобовых (Fabaceae). Это горох, кормовые бобы, чечевица, чина, нут, фасоль, соя, лю­пин. Их отличительные особенности: соцветие — кисть, плод — боб, стебель полегающий или прямостоячий, листья перистые, тройча­тые или пальчатые, корневая система стержневая. На корнях за­метны клубеньки, которые образуются в процессе симбиоза клу­беньковых бактерий с бобовыми растениями.

Сельскохозяйственные культуры на территории страны размещают так, чтобы их биологическим особенностям соответствовали наиболее благоприятные почвенно-климатические условия.

Специализация растениеводства непосредственно связана с адми­нистративно-территориальным делением страны. Республики, края и области объединены в 18 крупных экономических районов. Общая схема размещения основных полевых культур по этим экономиче­ским районам показана в таблице 2.

В результате осуществления мероприятий по дальнейшему развитию сельского хозяй­ства изменились посевные площади полевых куль­тур, созданы благоприятные условия для роста уро­жайности и производства продукции растениеводства.

Доля СНГ в мировом растениеводстве очень ве­лика. Посевная площадь в нашей стране составляет 25% миро­вой площади посевов пшеницы, 39,4% сахарной свеклы, 38% карто­феля, 36% подсолнечника, 74% льна-долгунца.

По валовому сбору хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнеч­ника, картофеля и льна-долгунца СНГ занимает первое место в мире.

Таблица 2. Размещение основных полевых культур по экономическим районам СНГ

Экономический район Основные полевые культуры
Прибалтийский     Зерновые, кормовые, картофель, в некоторых частях лен-долгунец, сахарная свекла
Белорусский Северо-Западный     Зерновые, лен-долгунец, картофель, кормовые
  Зерновые, лен-долгунец, картофель, кормовые
Центральный Волго-Вятский     Зерновые, картофель, лен-долгунец
Картофель, зерновые, в некоторых частях са- харная свекла
Центрально-Черноземный Зерновые, сахарная свекла, подсолнечник эфиромасличные, картофель
   
Приволжский Зерновые хлеба, подсолнечник, сахарная свек-
  ла, бахчевые, картофель
Северо-Кавказский Зерновые хлеба, подсолнечник, сахарная свекла
Донецко-Приднепровский   Зерновые хлеба, подсолнечник, сахарная свек­ла  
Юго-Западный Зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, лен-долгунец, картофель
Южный Зерновые хлеба, подсолнечник
Уральский Зерновые хлеба, кормовые, картофель
Западно-Сибирский То же
Восточно-Сибирский То же
Дальневосточный Соя, рис, картофель
Закавказский Табак, хлопчатник, зерновые
Среднеазиатски   Казахстанский Хлопчатник, рис, кормовые
Казахстанский   Зерновые хлеба, в южной части — хлопчатник, рис, сахарная свекла

В Казахстане возделываются различные сорта зерновых хлебов I и II группы, в Южноказахстанской области средневолокнистый хлопчатник, в том числе новые отечественных сорта, выведенные на Мактааральской опытной станции, рис и сахарная свекла.

Лекция 5


Сейчас читают про: