double arrow

Языческие представления древних славян

В культуре древних славян центральное место занимало языческая религия. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнеславянского народа, прошло определенную эволюцию.

На первом этапе главными объектами были Мать-Земля, вода, леса, рощи, злые (упыри) и добрые (берегини) духи, управляющие стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). Почитали и боялись домовых, леших, водяных, русалок. Защитить себя пытались с помощью оберегов, амулетов, заговоров.

На втором этапе сложился культ предков, семьи и домашнего очага. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Верили в потусторонний мир.

На третьем - сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Особым почетались: Перун – громовержец; Сварог – небесного огня; Даждьбог - света и солнца, податель всех благ; Стрибог - ветра; Волос (Велес) - домашних животных и богатства; Мокошь -женское божество плодородия и домашнего хозяйства; солнечные боги - Ярило, Хоре, Кострома, Купала... Местом исполнения культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы (жрецы языческой религии) приносили жертвы богам и совершали обряды. Храмы строили деревянные, многокупольные. Поклонение идолам и жертвоприношения сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику.

Мир славяне представляли в виде трех сфер:

Навь – подземное царство, где обитали души умерших;

Явь – земля, где существовал одушевленный мир людей, животных, растений;

Правь – небо, где обитали высшие боги.

Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом.

Непрерывная борьба светлых и темных сил природы была отражена в представлениях славян. Смена времен года и сельскохозяйственные работы сопровождались торжественными праздниками. В декабре встречали бога Зимы – Коляду. Весна начиналась циклом праздников, посвященных солнцу. На Масленицу жгли соломенное чучело зимы, пекли блины, устраивали пляски и кулачные бои. Прилет птиц отмечали приготовлением обрядового печенья ("жаворонки"). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля - покровителей любви. Для гаданья о новом урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев.

Языческие верования и традиции нашли свое выражение в прикладном искусстве и в фольклоре. До наших дней дошли поговорки, скороговорки, загадки, сказки, пословицы, некоторые заговоры и заклинания. Особое место в фольклоре занимали былины, среди которых наибольшей известностью пользовались былины, связанные с деятельностью князя Владимира и подвигами трех богатырей (Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца).

Первую попытку реформировать язычество и придать ему вид монотеистической религии, князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии.


Сейчас читают про: