double arrow

Влияние античности на становление украинской культуры

Полисность – общественная жизнь в полисе вела к усилению социальных связей, стимулировала самосознание личности, имеющей право свободного выбора и осознающей себя равной среди равных. Такая сопричастность каждого к сообществу свободных граждан способствовала созданию особой формы политического правления – демократии.

Феномен античной культуры и ее характерные черты.

Античная культура включает культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Периодами развития древнегреческой культуры являются:

Эгейский или крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.)

Гомеровский, (11-8 в.в. до н.э.)

Архаический, (7-6 в.в. до н.э.)

Классический, (5-4 в.в. до н.э.)

Эллинистический, (3-1 в.в. до н.э.)

Основные черты Древнегреческой культуры:

Космоцентрическое мировоззрение. Греки воспринимали Космос в качестве высшей силы, олицетворяющей порядок, гармонию, красоту.

Зрелищность (театр, спортивные соревнования, праздники в честь богов).

Публичность. Культура не была привилегией аристократии, благодаря созданной системе образования и распространения письменности. Стремление к рациональному познанию мира способствовало переходу от мифологического к философскому типу мировоззрения.

Антропоцентризм. Центром системы культурных ценностей был человек – гражданин и воин, гармонично соединивший физическое совершенство и нравственную силу.

Основные принципы жизни древних греков:

Агональность – заключалась в стремлении к первенству, к состязательности. Проявлялась практически во всех сферах деятельности (в научной дискуссии, в философском споре, политических прениях, в различного рода состязаниях).

Софросинию – благоразумие, умеренность, сдержанность. Способствовала формированию самоконтроля, ответственности, умению владеть эмоциями, инстинктами. («Человек – мера всех вещей»)

Калокагатию – стремление к всестороннему развитию и гармоничному единству духовного и физического в человеке. («Человек – венец природы», «Человек – мера всех вещей»).

Древнегреческую религию называют Олимпийской. Пантеон двенадцати богов возглавляла триада: Зевс, Посейдон, Аид. Отличительной особенностью греческой религии было то, что она занимала скромное место в общем укладе жизни. Отсутствовала каста жрецов. Их должности были выборными. Строгая догматика в обрядах отсутствовала. Образы богов были антропоморфными, (т.е. человекоподобными), от мира людей их отличало только бессмертие. В честь богов проводились религиозные праздники, спортивные состязания (Олимпийские игры), театральные и другие зрелища.

Древнегреческая мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения. Она была неотделима от жизни этого общества. Это не только мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греческая мифология отличается высокой художественностью и гуманизмом. В образах богов греки стремились воплотить свои представления о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка.

Древнегреческое искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Оно создало образ героя, существовавшего в гармонии с окружающим миром.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут в наше время. Основными архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Выдающиеся образцы греческой архитектуры - храмы Парфенон и Эрехтейон выразили величие и славу Афинского государства. Признанными чудесами света являются Родосский Колосс, Александрийский маяк, храм Артемиды, гробница Мавсола, скульптура Зевса Олимпийского. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей была форма колонн - неизменного атрибута древнегреческих сооружений.

Наравне с архитектурой развивалась скульптура, в которой мастера стремились воплотить красоту тела и духовного мира человека. Известными мастерами в классический период были Мирон, Поликлет, Фидий; в период эллинизма: Скопас, Пракситель, Лисипп.

Высокого уровня достигла драматургия. Оформились основные жанры – трагедия и комедия. Эсхил, Софокл, Еврипид в своих произведениях отражали различные стороны общественно-политической и духовной жизни. Родоначальником комедии считается Аристофан.

Культура древнего Рима охватывает время с VIII в. до н.э. до середины V в. н.э., и насчитывает три периода:

Царский, (8-3 в. до н.э.)

Республиканский, (3-1 в.в. до н.э.)

3. Императорский, (1-5 в.в. н.э.)

В Римской культуре все определяла идея о мировом господстве, реализация которой требовала особого воинствующего духа. Поэтому в римском обществе утвердилось убеждение о необходимости наличия дисциплины и твердых законов. Среди моральных качеств ценились мужество, включающее: смелость, гордость, достоинство, непреклонность. Сформировался стандарт «идеального гражданина», равняться на который должны были и войны и граждане. Особо почиталась верность (долгу, клятве) она определяла отношения между людьми. Поощрялась доблесть, так как с ее помощью можно было добиться общественного признания и «гражданской славы». В сознании людей утвердилась иерархия ценностей, где на первое место ставились качества и дела, направленные на благо отчизны. На второе – семьи. На третье – забота о собственном благе.

Религия. На раннем этапе в римской культуре возникли представления о наличии огромного количества духов. Их отличительной чертой было отсутствие определенных образов. Они охраняли дом, очаг, скот, символизировали любой предмет, явления природы. На следующем этапе сложился пантеон земледельческих богов. Отношения к ним носили формально-договорной характер и были связаны с магией. Это привело к развитию жречества, среди которых самыми влиятельными, были понтифики. В IV в. до н.э. в результате завоевания греческой территории произошло заимствование Олимпийской религии. Сложился римский пантеон 12 богов, где ведущей триадой стали Юпитер (Зевс), Юнона (Гера) и Минерва (Афина). Боги приобрели антропоморфные черты. С I в. н.э. появились первые сказания о Христе («евангелие» - добрые вести). После долгих преследований и запретов христианство было легализовано в IV в. императором Константином.

Римское искусство. В Римской империи получили развитие виды искусства, которые воплощали идеи могущества государства и императоров. Это архитектура, исторический рельеф, скульптурный портрет. Римляне переняли у этрусков планировку городов, строительство дорог, мостов, каналов, городских стен. Широко использовали в строительстве колонны, изобрели бетон, применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции. Строили амфитеатры, термы, базилики, дворцы, загородные виллы, триумфальные арки и колонны, акведуки, цирки. К наиболее известным историческим памятникам относятся Колизей, Пантеон – ″храм всем богам″, арка Тита, колона Трояна, Аппиева дорога, термы Каракалы.

Парадная статуя и скульптурный портрет отличались реалистичностью изображения.

Высокого расцвета достигли: философия (Тит Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий); литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций); ораторское и театральное искусство.

Античная культура является величайшим наследием. Она дала миру первые фундаментальные политические идеи о демократии, свободе, праве, заложила основы юриспруденции. Сохраняя мифологическо-религиозное восприятие, предложила рационально-философский способ познания. Созданные культурные ценности стали классическими эталонами. Оформились самостоятельные виды искусства: архитектура, скульптура, театр. А так же жанры: трагедия, комедия, лирическая поэзия. Произведения искусства приобрели собственную, эстетическую ценность и способствовали формированию высокой духовности человека.

Первые греческие поселения (колонии) появились на берегах Черного моря на завершающем этапе Великой греческой колонизации. В эти края привлекали греков плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с местными племенами. Начало пути их расселения на территории северного Причерноморья связано с Нижним Побужьем и Поднестровьем, где во второй половине VII в. до н.э. они основали поселение на острове Березань (Борисфен). В VI в. до н.э. возник целый ряд греческих городов, основанных переселенцами из Милета, Ионии, Эгейских островов, Малой Азии. Это были Тира,Ольвия, Кафа(Феодосия),Пантикапей (Керчь), Керкинитида (Евпатория), Нимфей,Киммерик,Тиритака,Мирмекий,Фанагория,Гермонасса, Кепы и другие. В V в. до н.э. возник Херсонес (Севастополь). В 480 г. до н. э образовалось Боспорское царство с центром в Пантикопеи.

Греческие полисы достигли расцвета в IV в. до н. э., когда они вели крупные поставки хлеба и других продуктов для многих городов Греции и Малой Азии. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации.

Греки прочно укрепляли свои поселения от нападений местных кочевых племен, которые встретили их недружелюбно. Однако впоследствии между ними установились добрососедские отношения, активно велась торговля. Все это способствовало диалогу культур. Греки много заимствовали от рационального, практического обихода степняков. Кочевники познакомились с греческой мифологией, искусством, их пленила красота и изящество творений древних мастеров. Греческие колонисты принесли на север основные атрибуты древней культуры. Они дали название Черному морю (Понт Эвксинский), Крымскому полуострову (Таврида), Днепру (Борисфен). За 1000 лет жизни в Северном Причерноморье (VII в. до н.э. - IV в. н.э.) создали памятники зодчества, живописи, резьбы, декоративного искусства. Традиции древнегреческой художественной культуры не забылись даже после того, как Северное Причерноморье вместе со всеми городами-республиками попало в I веке н.э. под власть Римской империи. В IV в. н.э. вошло в состав Византии.

С разложением рабовладельческой системы, а также в результате набегов многочисленных кочевников - готов, гуннов, аланов – пришли в упадок Тир, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие города. Но и те уцелевшие остатки великой культуры, свидетельствуют, что северные берега Черного моря пережили эпоху расцвета античного искусства, которое по своему уровню не уступает искусству Эллады.

Бывшие греческие и римские колонии интересовали многих ученых-археологов. Проводимые в XIX - ХХ веках раскопки давали им возможность изучить материальную и духовную культуру античной периферии, в частности - архитектуру царских дворцов и храмов, монументальное и станковое искусство, художественные ремесла, развитие местных вариантов традиционной греческой мифологии.

Тысячелетняя история античной цивилизации в Северном Причерноморье имела чрезвычайно серьезные последствия. Во-первых, в ходе колонизации на местную почву был перенесен демократический полисный уклад, что способствовало становлению государственно-созидательной традиции на территории современной Украины. Во-вторых, греческие переселенцы не только передали местному населению прогрессивные технологии земледелия и ремесла, но и активно вовлекли его в товарно-денежные отношения. В-третьих, возникновение античных городов-государств обусловило развертывание процесса урбанизации Причерноморья. В-четвертых, разносторонние контакты местных племен с колонистами способствовали распространению опыта и достижений передовой на то время античной культуры. В своей совокупности все эти процессы не только заметно ускорили темпы исторического развития населения Крыма, Поднестровья, Побужья и Поднепровья, но и на длительное время определили южный вектор цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало тесным контактам Киевской Руси и наследницы греческой культуры, прежней эллинской колонии, - Византии.

Сравнительная таблица показателей культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция Древний Рим
1. Полис (город-государство) 2. Типы правления: теократия; демократия; монархия. 3. Центр города – агора (площадь, где решались все значимые вопросы) 4. Религия – языческая. В архаический период сформировался пантеон 12 Олимпийских богов, где ведущей триадой являлись: Зевс, Посейдон, Аид). В эллинистический период наметилась тенденция к монотеизму. 5. Жречество выборное. 6. Основные принципы жизни: Коллективизм, Агональность (стремление к лидерству, первенству), Софросиния (благоразумие), Калокагатия (гармония духовного и телесного). 7. Культура высоко духовная, публичная, зрелищная (религиозные праздники, спортивные состязания, театр, соревнования певцов музыкантов, танцоров, чтецов). 8. Культ образования (академии, лицеи, гимназии). Большое внимание уделялось теоретическим и точным наукам. 9. Параллельно с мифологическим мышлением получает развитие рациональное знание, происходит становление философии (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). 10. Искусство реалистичное, воплощало культ красоты свободной личности. Ведущие направления: архитектура (храмовая),(три ордера колон: дорический, ионический, коринфский), скульптура, драматургия. Известные представители: Скульпторы: Мирон («Дискобол»), Поликлет («Дорифор»), Фидий («Зевс Олимпийский», «Ника Самосрафийская»), Скопас(«Менада») Пракситель(«Гермес с Дионисом») Лисипп(«Лаокоон», Пергамский алтарь). Трагики: Эврипид, Софокл, Эсхил. Отец комедии – Аристофан. Поэты: Гомер, Гесиод, Сапфо. Математика: Евклид, Архимед. История: Геродот. Медицина: Гиппократ. Памятники архитектуры: Парфенон, Муссейон, Александрийский маяк, Родосский колосс, храм Артемиды… 1. В этрусский период была полисная система (полис – цивитас). Со ІІ в. до н. э. - единое государство, главный город – Рим. 2. Типы правления: монархия, республика. 3. Центр города – форум. 4. Религия языческая. На первом этапе отсутствовали образы богов, поклонялись духам (лары, манны, пенаты). Ведущими были дух домашнего очага – Веста и дух «входа и выхода», любого начала – Янус. На втором этапе происходило заимствование богов всех завоеванных народов, особо почитались греческие боги, получившие римские имена. Ведущей триадой стали: Юпитер (Зевс), Минерва (Афина) и Юнона (Гера). На третьем этапе язычество было вытеснено христианской религией (легализована в IV веке императором Константином) 5. Жречество составляло особое сословие, наследовалось. 6. Основные принципы жизни определяла идея о мировом господстве Рима. Среди личных качеств ценились: мужество, благочестие, гордость, верность Особый статус приобрела свобода личности, права которой закреплялись юридическими законами (ХІІ таблиц). 7. Культура как и греческая публичная, зрелищная,(религиозные праздники, пантомима, гладиаторские и бои с животными), но менее одухотворенная. Она прагматична и политизирована. 8. Римское образование дублирует греческое. Высоко ценится риторика, ораторское мастерство (Цезарь, Цицерон, Плавт). Новации связаны с зарождением и развитием филологии, юриспруденции. Стало уделяться внимание прикладным наукам. 9.Философия использует идеи греческих мыслителей. (Известные римские философы: Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий). Происходит зарождение филологии, юриспруденции. Внимание уделяется прикладным наукам. 10. Ведущий вид искусства - архитектура, воплощающая идею могущества государства и императоров (силы и власти). Ее основное предназначение заключалось в общественно-гражданском строительстве. Был изобретен бетон. Применялись арочные, сводчатые, купольные конструкции («храм всем богам» - Пантеон). Ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги (Аппиева), гавани, крепости, базилики, термы (Каракаллы), амфитеатры (Колизей), цирки триумфальные арки (Тита), колоны (Трояна). Получили развитие парадная статуя, скульптурный портрет, рельеф. Литература: Овидий, Вергилий, Гораций. История – Полибий.

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте основные черты первобытной культуры.

2. Какую роль выполнял миф в первобытной культуре?

3. Как проходил этногенез на территории Украины?

4. Охарактеризуйте религиозные представления древних славян.

5. В чем заключается специфика культуры древневосточных цивилизаций?

6. Сравните культурные ценности, определяющие мировосприятие древних греков и римлян.

7. Какое влияние оказала античная культура на развитие мировой и отечественной культуры?

Литература:

Основная [1, с. 14 – 46; 4, с. 48 – 75, 130 – 134];

дополнительная [22, с. 23 – 58, 255 – 271; 11, с. 20 – 96; 7, с. 7 – 68; 21,

с. 27 – 56].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: