double arrow

Основные черты культуры европейского средневековья и ее религиозный характер

Тема 3. Культура Киевской культуры.

3. 1. Основные черты культуры европейского средневековья и ее

религиозный характер.

3. 2. Украинская культура княжеского периода (IX – XII вв.).

3. 3. Письменность и образование в Киевской Руси. Развитие

литературы и науки. (СРС)

3. 4. Искусство и архитектура Киевской Руси. (СРС)

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые университеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовенство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры: нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между представителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность - все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм - высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осуждался культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, строгости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден особый церковный суд – инквизиция. Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим главным источником религиозного знания. Философия и наука находились под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догматике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схоластике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегреческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и творчеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезингеры.

Городская- в ней особое место занимают сатирические стихотворные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество - представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание "прекрасного" подверглось жесткой критике. Недопустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль, который в большей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями

С ХII в. романский стиль вытесняет готика. Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их украшали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой.

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья.

Античность Средневековье
  1. Культ Разума 2. Свобода выбора 3.Антропоцентризм (Человек – венец природы) 4. Восприятие времени - циклическое 5. Индивидуализм 6. Фатализм (вера в предначертание судьбы) 7. Состязательность (Агон) 8. Почитание гордости 9. Гармония души и тела 10. Философия 11. Всеобщая грамотность 12. Система образования основана на рациональном знании (гимназии, лицеи, академии) 13. Искусство реалистично и гуманистично   1. Культ Веры 2. Догматичность 3. Теоцентризм (Бог –создатель всего сущего) 4. Восприятие времени – линейное 5. Коллективизм 6. Идея о всеобщем спасении 7. Смирение, терпимость 8. Гордыня – смертный грех 9. Приоритет духовного над телесным 10. Схоластика 11. Малограмотность 12. Система образования в рамках религиозной идеологии (университеты, школы) 13. Искусство символично и догматично

Сейчас читают про: