Культура русского дворянства

По определению Сперанского дворянство это сословие, которое имеет права гражданские, но не имеет прав политических. К началу XIXв русское дворянство насчитывало 100 тыс душ мужского пола. При это состав дворянства постоянно пополнялся за счет естественного демографического роста и благодаря тому что дворянское состояние могло приобретаться по службе.

Петром I была введена «Табель о рангах», которая устанавливала 14 классов определявших продвижение по гражданской и военной службе. Формально право на двор звание давал уже 14-ый класс в «Табели о рангах. Но дворянское состояние в России подразделялось на 2 категории: личное и потомственное. По статистике в ½ 19 в личное дворянство состав 45% от общего числа. Особенно много личных дворня было в столичных губерниях. На фоне большого кол-ва личных дворян становится объяснимой элитарная замкнутость родовитового дворянства. В 1785г Екатерина опубликовала Жалованную грамоту, которая подтверждала приоритетное право дворян на владение землей и крепостными, освобождала их от личных податей и телесных наказаний, разрешала дворянские собрания и гарантировала гражданские свободы. В дворянских собраниях полноценными членами были только владельцы крепостных. Дворянин, не имеющий деревни, не имел права голоса при решении внутренних вопросов. Кандидат на выборную должность должен был иметь не меньше 100 рублей дохода со своих деревень.

В дворянских собраниях важную роль играл военный или служебный чин дворянина. Существовало негласное деление помещиков на «малодушных» и «великодушных». Всего насчитывалось 2-3 тыс. родовитых семей. Они сосредоточили в своих руках большие богатства, именно здесь формировалась элитарная культура. При низкой производительности крестьянского труда в Росси количество слуг было жестко пропорционально кол-ву крепостных (1:10). В богатых дворянских домах кол-во слуг доходило до 200. Вся жизнь родовитого дворянства протекало в рамках определенных социально-психологических пространств. С одной стороны, пространство официальное, с другой стороны пространство личной жизни, в котором дворянин стремился реализовать собственные вкусы и предпочтения. В пространстве официальном все было жестко регламентировано. Центром родовитой аристократии был Английский клуб, который существовал в Москве с 1802г. Кол-во членов этого клуба составляло 400 человек. В целом, для русского дворянства начала XIX в была характерна ГАЛЛАМАНИЯ. При том что царский двор активно использовал немецкий язык.

Каждый русский дворянин стремился создать свой «маленький Версаль», а именно городской или загородный особняк для светских приемов. Вкусам русского дворянства наиболее органично соответствовала милловидо-курдонерная система. Володианская система - подъезд оформлен с помощью пандусов, внутр планировка - анфеладная.

Интерьер двор особняка нач 19 веека соотсветствавал классицистским принципам. Ясный ритм жилого пространства подчеркивали зеркала в прямоугольных рамах.

Мебель в респектабельных особнякках бûла сделана из одной породы дерева. Каждая комната имела свое функцион назначение. Было неск-ко гостиных (не менее 2х). Одна - парадная, другая - интимная (только для родственников и друзей). В больших усадьбах были музыкальные гостиные. Кроме того существовали парадные спальни. Существовали кабинеты, где хозяин дома принимал особых гостей. Если гостиные отображали текущую моду, то интерьер кабинета отражал целиком вкус самого хозяина и его социальный статус. Парадные помещения находились на первом этажа. Второй жилой этаж богатых особняков называется антресоли. Жилые помещения особняка делились на 2 половины - мужскую и женскую. Каминный экран - обязательный элемент гостиным комнат (ширма). Дворянка его вышивала собственными руками. Усложнение и европеизация быта в быте дворянки обязательно присутствовала куча мелочей. Например каминная ширма (каминный экран), который дворянка вышивала сама.Они также вышивали вручную портьеры, скатерти, и т.д. Причем статуснее было не покупать, а делать самим.(славились монастырские вышивальщицы, именно у них как правило заказывали приданное.)

Новым элементом интерьера стали так называемые уголки (современные гарнитуры), мебельные ансамбли. Маленькие диваны, появлявляются подлокотники и вообще распространяется мягкая мебель. Обязательным элементом интерьера становятся комнатные цветы. Выращивание цветов создавали иллюзию труда, полезной деятельности, которой делали дворянки. (хотя на самом деле это делали слуги).

Общественное положение дворянок стало меняться уже в царствование Екатерины II, когда появляется Смольный институт предназначеный для воспитания и образования женщин – дворянок. Имел 3 ступени образования: Начинали с 6 летнего возраста, каждая ступень по 3 года. Девочки 1й ступени носили платья кофейного цвета, 2я – голубого цвета, 3 – белого. Учебная программа включала в себя немецкий и французский языки, танцы, физику, математику, астрономию.

Одним из идеологов эмансипации русских женщин был историк Карамзин и его подержали так называемые «карамзинисты». Карамзин считал, что женщина должна получить свободы, и перестать быть объектом сексуального желания, женщина может быть другом. Наряду с этим меняется женский идеал. Культура бала. В России в 19в. Активно складывалась салонная культура. Впервые салоны появились еще во Франции и первоначально их организаторами были эффектные светские женщины с большим количеством поклонников. Затем в европейских салонах хозяйками стали пожилые дамы, которые делились житейской мудростью. Затем душою салонов стали эмансипированные женщины, которые претендовали на мужские роли.

Культура бала тесно связана с салоном. Танцы были важным элементом всего дворянского быта. На балу дворянин совмещал 2 функции: частную и общественную. Бальное поведение было строго ритуализировано. Существовала так называемая грамматика бала. В середине 19 века бал начинался польским танцем полонез. Затем более быстрый – мазурка. Новым бальным танцем был вальс, который по мнению старшего поколения был предрассудительным.

Существовали особые языки тайного общения:Язык веера. Язык цветов. Букет Александр (каждая буква – назначение цветка в букете). На бал принято было приходить с букетом Александр.

Загородная усадьба. Дворянская жизнь делилась на 2 календарных сезона: Зимний проводили в городе, а Летний сезон дворяне проводили в своих имениях. Имение включало в себя не только дом, но фамильное кладбище, живописный парк. Очень часто имение становилось убежище при не удачах. Усадьб богатых дворянских семей стали важным фактором общекультурного развития. Очень часто имение становилось прибежищем во время служебных неудач. Поэтому многие дворяне стремились реализовать в усадьбах свои фантазии и амбиции.

Усадьбы богатых дворянских семей стали важным фактором общекультурного развития. Так крепостные театры сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры. Архитекторы имений создали лучшие русские архитекторы. Имения включали в себя огромные библиотеки.

Дворцовая культура в России развивалась как культура «двуязычная» с 1й стороны – была ориентирована на сохранение и формирование национальных традиционных с другой - была открыта для диалога, культурного обмена, этот диалог мог выступать в форме и Галломании, в форме античного идеала.

21 марта

Массовая культура в России вт пол 19 нач 20 века. Традиционно считается, что массовая культура это совокупность потребительских элементов культуры, которые производятся в промышленных масштабах и массовая культура возникает в рамках индустриального общества. Когда научно - технический прогресс способствует освобождению достаточно большого кол-ва рабочего времени. В общем принципе эта тз справедлива, но до известного предела. Вторая концепция массовой культуры предполагает, что эта форма культуры возникает благодаря СМИ. Это тоже верно, но есть третья тз. Ее придерживается Г.С. Кнабе. Он считает, что массовая культура возникает вместе с государством и неразрывно связана с официальной идеологией. Эта тз наиболее верна, тк прослеживается сущностный признак, он прослеживается на всех этапах существования массовой культуры. Возникая вместе с государством массовая культура развивается вместе с обществом. Поэтому индустриальный характер производства и СМИ знаменуют определенные этапы в развитии массовой культуры. Ее основными признаками считаются.:1. Серийный характер предметов потребления.2. Усредненные стандарты жизни и модели отношений между людьми. 3. Развлекательный характер и сентиментальность. 4. Натуралистическое изображение жизни. 5. Культ сильной личности и жизненного успеха. Главным сущностным признаком будет связь с идеологией. Ярким проявлением массовой культуры является монетный чекан с символикой. (Банкнота тоже является элементом массовой культуры). Возникновение массовой культуры повлекло за собой изменение характера функционирования всех форм культур. Массовая культура меняет поведенческие стратегии в обществе. Потому что формирует новые социальные приоритеты. Это выражалось прежде всего в активной миграции сельского населения в города. Т.О. Массовая культура разрушает патриархальный образ жизни. Самая главная историческая миссия заключается в том, что массовая культура становится основой в формировании культуры общемировой. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических характеристиках и на универсальных механизмах восприятия. Поэтому для массовой культуры не имеет степень подготовленности аудитории или потребителя. Массовая культура наряду с усредненными стереотипами тиражирует ценности высокого искусства, делает его доступным для масс. Массовая культура обладает функцией рекреации.(восстановления) и способствует снятию стресса. Направления массовой культуры: 1. Индустрия детства. Массовое производство для детей и формы коллективного воспитания.

2. Массовая общеобразовательная школа, которая закладывает картину мира и стереотипы поведения.

3. СМИ.

4. Государственная идеология.

5. Массовые политические движения и партии. Они формируют стереотипы восприятия жизни. Причем эти стереотипы имеют оценочный характер.

6. Индустрия развлекательного досуга.

7. Реклама и мода.

8.

Массовая культура не имеет четко выраженных границ по отношению к культуре элитарной или культуре народной. Поэтому, одно и тоже культурное явление может выступать как феномен массовой культуры и как феномен культуры элитарной. Например Парфенон. Все то, что связано с офиц. Идеологии и демонстрирует 2 этих момента.

Массовая культура. Россия. В России к 1897 году насчитывалось 554 городов с населением более 50 тыс. человек. Концентрация населения в городах начинается с 60х годов 19 столетия. Этому способствовала отмена КП. С 1863 по 1897 гг. общее население России увеличилось на 53%, сельское на 48% а городское на 97% - это следствие миграционных процессов. Наиболее крупными городами были Москва и Петербург. Благодаря росту городского населения существенно увеличилось количество грамотных людей. Хотя для России этот процесс был не столь ощутим в общем масштабе. К 87 году неграмотных было 90,6% лиц обоего пола. Благодаря распространению грамотности растет книжный рынок в России. Увеличивается кол-во периодических изданий. Формируется книжный рынок. Безусловным лидером книжного рынка был лубочный роман или лубок. Его генезис начинается уже в 16 веке, когда фольклорная культура уступает место культуре городской. В 18 веке среди лубочных романов пояляются свои бестселлеры – «Бова королевич», «Шемякин суд», «Петр золотые ключи». Развитие книгопечатания позволило лубку захватить книжный рынок России. Во многом этому способствовал русский книгоиздатель И.Д. Сытин. Он издавал самую разную литературу, но и насытил рынки лубочным романом. Самым популярным автором лубочных романов был Матвей Комаров, которому принадлежит «Милорд Георг». Лубочный роман не смотря на развлекательный характер имел подчеркнутую моральную ориентацию. Описывая различные любовные приключения в качестве истинной ценности он пропагандировал законный брак. Эротизм лубочного романа следует считать весьма условным. Это объясняется общим аскетизмом русской литературной традиции, которой была неизвестна раскованная Ренессансная эротика. Русская литература в целом было целомудренна. Лубочный роман ориентированный на коммерческий успех стремился утвердиться в жанровых разновидностях: 1. Любовный роман. 2. Детектив.. Стремление к жанровому оформлению характерно для массовой культуры в целом.

В русской культуре на рубеже 19 -20 вв. важнейшим элементом массовой культуры становится кинематограф. Он формировался в условиях кризиса классического театра. В России кинематограф изначально имел массовую аудиторию. Стасов: «По окончанию спектакля мы громко кричали и долго хлопали в ладоши». Кинотеатр в России стал средством единения людей. Кинематограф выполнял важную информационную функцию. Русский кинематограф изначально был ориентирован на универсальные психологические механизмы восприятия. ООн был общедоступным в плане понимания. Кроме того, его успех объясняется тем, что на русской почве кинематограф проявил тесное родство с литературой. В раннем кинематографе были четко выражены 2 слоя: первый слой – натурный, который целиком определялся возможностями кинотехники. Второй слой – литературный, который был связан с адаптацией литературных первоисточников. В русском кинематографе рано утвердился принцип – сериации. Уже в начале 20 века уже выходили серийные детективы. Принцип сериации был заимствован кинематографом из литературы. Кинематограф живо откликался на актуальные проблемы современности. В 1914 году появилось большое кол-во фильмов, посвященных войне, они составляли пропагандистский цикл. Русский кинематограф стремился к созданию собственной жанровой структуры, но по сути копировал жанры литературные. Кинематограф был ориентирован на культ сильной успешной личности. Этому немало способствовала популярность русских киноактеров, которые обладали широкой аудиторией. В отличие актеров театральных. Киноэкран воспринимали как полотняное небо и актрис называли «звездочки полотняного неба». За киномеханиками закрепилась кличка «Мишка». Кинематограф представлял собой пеструю смесь: Искусство и потакание людским страстям и моде. Андрей Белый назвал «кино балаганом в высоком смысле этого слова». Некоторые называли кино как «механический лубок». Одним из первых кинокритиков был Максим Горький, который написал несколько очерков.

На фоне успеха кинематографа активно развивалась вся индустрия развлечений. И прежде всего русская эстрада. Популяризации эстрадных исполнителей способствовали грампластинки, которые в России расходились миллионными тиражами. Граммофон стал обыденной вещью для городских обывателей. Эстрадные артисты были не менее популярны, чем кинозвезды, а главное, некоторые из них были состоятельными людьми. Коммерческий успех эстрады изменил социальный статус актера. Среди актеров появились свои миллионеры.

26 марта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: