double arrow

РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ СПОРОВ

18.1. Международные договоры и разрешение споров.

18.2. Разрешение споров в национальных судах.

18.3. Международный коммерческий арбитраж.

18.4. Судебное разбирательство международных коммерческих споров.


[1] Эта Конвенция принята в Вене в 1980 г. К ней присоединились более 50 государств, в том числе Россия (как правопреемница СССР) и многие страны ближнего зарубежья.

[2] Реквизитом в унифицированных формах документов считается слово или словосочетание, передающее элементарное информационное сообщение, которое невозможно расчленить далее без утраты смысла сообщения.

[3] В случаях привлечения субпоставщиков и субподрядчиков одна из сторон конт­ракта называется соответственно генеральным поставщиком и генеральным подрядчиком.

[4] С 2002 г. ведется Единый государственный реестр юридических лиц.

[5] В связи с внесенными недавно изменениями в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров в нашей стране с 1 января 2002 г. действует новая редакция ТН ВЭД, включающая изменения в части кодового обозначения и содержания 2745 позиций.

[6] Здесь и далее приводятся сокращенные обозначения, состоящие из трех русских букв, которые используются в целях таможенного оформления; часть из них давно уко­ренилась в отечественной внешнеторговой практике, например ФАС, ФОБ, СИФ, одна­ко такие сокращения, как ЕХВ, ФСА и некоторые другие, могут оказаться непонятными для иностранных контрагентов, поэтому во внешнеторговых контрактах, составленных на русском языке, лучше указывать полное наименование базиса поставки.

[7] Здесь и далее обязанности Продавца и Покупателя изложены с ориентацией на отечественную практику, в несколько иной последовательности, чем в Инкотермс, при­чем опущены некоторые подробности, содержащиеся в тексте Инкотермс

[8]В качестве наглядного примера приведем альтернативные возможности экспор­та природного газа: по трубопроводу, действующему или строящемуся с вводом в эксп­луатацию к сроку поставки товара, в сжиженном состоянии — по железной дороге в специальных цистернах или морским путем в танкерах. Выбор того или иного варианта зависит от решения целого комплекса технико-экономических, политических, социаль­ных и экологических проблем, возникающих в связи со строительством и обустройством газопроводов, предприятий для сжижения газа и т.п.

[9] Международная организация по стандартизации (ИСО).

[10] Все виды продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, объединены в 10 групп:

1) товары машиностроительного комплекса;

2) товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности;

3) медицинская техника;

4) товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности;

5) товары легкой промышленности;

6) товары сырьевых отраслей и деревообработки;

7) средства индивидуальной защиты органов дыхания;

8) тара;

9) изделия пиротехнические;

10) ветеринарные биологические препараты.

[11] Вот довольно поучительный пример из отечественной внешнеторговой практи­ки. В контрактах на импорт черного перца, который закупался в значительных количест­вах в Индии, предусматривалось максимально допустимое процентное содержание легких зерен (один из основных показателей качества этого товара). Но методика опре­деления этого показателя, применяемая в Индии, была неизвестна в нашей стране и не оговорена в контрактах. Отечественные эксперты считали легкими зернами те, которые всплывают в обычной воде, тогда как в Индии отобранные пробы перца помещались в спирт крепостью 97%. Результаты испытаний, проведенных в странах Продавца и Поку­пателя, давали различные результаты. Лишь после получения соответствующей ин­формации от индийских фирм возникшее недоразумение было урегулировано дружественным путем.

[12] Товаросопроводительный документ в необходимых случаях объединяет три отдель­ных документа:

[13] О каждой проведенной продаже/покупке товара подавался рапорт, в котором требовалось указывать конкретную цену; в случае отсутствия этого показателя не при­знавался факт заключения внешнеторгового контракта.

[14] Это означает, что представлено три оригинала и выписано тоже три оригинала коносамента.

[15] Публикация X» 458 МТП, 1993 г.

[16] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статъя 37.

[17] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов,— Статья 38.

[18] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статья 13.

[19] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 23, 31—33

[20] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 24,31-

[21] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статьи 26-28, 30-33.

[22] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 27, 32, 33.

[23] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 23-25, 28.

[24] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов,—Статьи 34—36.

[25] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 20-22, 38.

[26] Термин «делимый/неделимый аккредитив» вышел из употребления в 1962 г. С тех пор стало общепризнанным, что частичная отгрузка товара и частичная оплата с аккредитива разрешена, если не указано иное. В случае если приказодатель желает избе­жать частичной отгрузки и оплаты, он должен прямо обозначить в заявлении на аккре­дитив, что частичная отгрузка не разрешена.

[27] В системе прямых смешанных сообщений в России оформляются следующие виды накладных смешанного сообщения: железнодорожно-водная, автомобильно-водная, автомобильно-железнодорожная, автомобильно-воздушная, автомобильно-водно-желёзнодорожная и др.

[28] В международной коммерческой практике аккредитивы чаще всего составляются на английском или французском языках

[29] Публикация X» 458 МТП, 1993 г.

[30] Тратта

Тратта (от итал. tratta) или переводной вексель — финансовый документ, составленный в строго упорядоченной форме, который содержит безусловный приказ кредитора (трассанта), заемщику (трассату) об уплате в оговоренный срок, определенной суммы денег обозначенной в векселе, третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя. Может являться одним из товарораспорядительных документов внешнеторгового контракта.

АКЦЕПТОВАННАЯ ТРАТТА - одна из ценных бумаг, которые могут быть проданы другому держателю до наступления срока платежа по ним. Вексель со сроком платежа, акцептованный банком, рассматривается как банковская ценная бумага. Она используется преимущественно при финансировании международной торговли, к примеру, продажи зарубежным производителем своих товаров импортеру (форма кредитования экспортера или импортера).

Переводной вексель (тратта)

Письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель, плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю, векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю. Переводной вексель приобретает силу только после его акцепта плательщиком (трассатом). Акцептант переводного векселя, также как и векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

ТРАТТА (ПЕРЕВОДНОЙ ВЕКСЕЛЬ) — (итал. tratta) — один из основных расчетных документов (в том числе и во внешней торговле), представляющий безусловный письменный приказ векселедержателя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу (ремитенту) в указанный срок. Трассант может являться одновременно и ремитентом. Переводной вексель выписывается (выставляется) и подписывается не должником, а кредитором. Обычно продавец является должником в отношении банка и кредитором в отношении покупателя. Поэтому с помощью переводного векселя он переводит долговое требование на третье лицо (банк). Т. — строго формальный документ с обязательными признаками: наименование векселя в тексте документа, безусловный приказ о платеже, наименование плательщика, указание срока платежа, места платежа, наименование лица, которому или по приказу которого платеж должен быть совершен, дата и место составления векселя, подпись векселедержателя; отсутствие какого-либо признака лишает документ силы векселя.

ВЕКСЕЛЬ ПЕРЕВОДНОЙ Единообразный торгово-коммерческий кодекс (раздел 3-104) уточняет, что документ, к-рый соответствует требованиям этого раздела в отношении любого документа, являющегося обращающимся инструментом, является ТРАТТОЙ (П.в.), если этот документ - приказ об уплате денегТермины `переводной вексель` и `тратта` взаимозаменяемы, однако первый обычно применяется в отношении приказа об уплате денег, возникающего при международных сделках, а второй - чаще при операциях внутри страны. Кроме того, П.в. всегда является обращающимся инструментом, в то время как тратта не всегда является таковой.П.в. представляет собой трехсторонний документ, в к-ром первая сторона (трассант) дает приказ второй стороне (трассату) платить определенную сумму третьей стороне (ремитенту, получателю) в указанный день. В соответствии с Единообразным торгово-коммерческим кодексом П.в. равнозначен тратте.

Ин. П.в. выставляется в одной стране на контрагента в др. стране, где действуют др. законы. П.в., выставленный в одном штате на лицо, проживающее в др. штате, считается ин. векселем.

ВЕКСЕЛЯ ПЕРЕВОДНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ; ТРАТТА. Переводной вексель

15 июля 1990 г. уплатить `Уильямз Компани` или предъявителю 10 тыс. долларов плюс 10% годового процента за период с 5 июня 1990 г.Кому: Х. Корпорейшн (Подпись) Чарльз У. Вотерс.

Виды тратт:

1. Акцептованный коммерческий вексель, по которому продавец товаров выдает кредит покупателю, выставляя тратту на покупателя, приказывая ему заплатить продавцу сумму денег в указанную дату.

а. Акцептованный коммерческий вексель требует подписи покупателя на лицевой стороне документа.

б. Продавец всегда может учесть тратту и получить наличность.

в. Обычно продавец является и трассантом и ремитентом.

2. Банковский акцепт представляет собой тратту, по которой банк выступает как трассант и трассат одновременно.

3. Тратта на предъявителя оплачивается сразу по ее представлении трассату.

4. Срочная тратта оплачивается в указанную дату или указанный период времени после указанной даты.

5. Платежное поручение является траттой, покупаемой одной стороной для оплаты ремитенту, в котором третьей стороной обычно является почтовое отделение, банк или компания.

6. Чек является приказом, который оплачивается по требованию, и трассатом выступает банк.

[31] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статъя 37.

[32] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов,— Статья 38.

[33] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статья 13.

[34] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 23, 31—33

[35] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 24,31-

[36] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.— Статьи 26-28, 30-33.

[37] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 27, 32, 33.

[38] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 23-25, 28.

[39] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов,—Статьи 34—36.

[40] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.—Статьи 20-22, 38.

[41] Новый ТК РФ ст.300-308 , (Предыдущий ТК РФ) Статьей 188 ТК РФ установлено, что не подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю российские и иностранные военные суда (то есть военные суда (корабли), укомплектованные экипажем, состоящим на военной службе, предназначенные для выполнения боевых задач и несущие на своем борту военно-морской флаг), суда Федеральной пограничной службы РФ, а также иные суда, которые согласно специальному заявлению Министерства обороны РФ выполняют задания специального характера. Если же упомянутые суда используются для перевозки товаров невоенного назначения либо сами перемещаются через таможенную границу в качестве товара, то они подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в обычном порядке.

[42] При отсутствии оружия на борту судна допускается наличие записи об этом в графе «Примечание» общей декларации без представления списка оружия.

[43] При отсутствии наркотиков и наркотикосодержащих медицинских препаратов на борту судна допускается запись об этом в графе «Примечание» общей декларации без представления указанного списка.

[44] Капитаном судна отдельно также должен быть подан список наличной валюты, находящейся у членов экипажа.

[45] При этом нужно убедиться в том, что такое снабжение закупалось для нужд именно этого судна.

[46] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[47] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[48] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[49] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. – М.: Спарк, 2000. – 734 с.

[50] Экономический словарь http://abc.informbureau.com/html/eiiinaiaio.html

[51] http://ru.wikipedia.org/wiki/Коносамент

[52] http://sklad-zakonov.narod.ru/Vlad_st/bill.htm

[53] http://sklad-zakonov.narod.ru/Vlad_st/bill_mul.htm

[54] Под местом ввоза/вывоза для авиаперевозок понимается аэропорт назначения (отправления) или первый (последний) аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится перегрузка (разгрузка или погрузка) товаров, если факт перегрузки подтвержден таможенным органом.

[55] Под местом ввоза/вывоза для авиаперевозок понимается аэропорт назначения (отправления) или первый (последний) аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится перегрузка (разгрузка или погрузка) товаров, если факт перегрузки подтвержден таможенным органом.

[56] Из представленных документов в таможенном органе остаются по одному экземпляру генеральной декларации, пассажирской и грузовой ведомостей, а также копии иных необходимых документов на грузы.

[57] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. Ми 17. Ст. 594.

[58] Основным товаросопроводительным документом, оформляемым при поставке груза железнодорожным транспортом, является международная либо внутри-российская железнодорожная накладная, в которой в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя, реквизиты перевозчика, место и дата погрузки и разгрузки груза; наименование груза, число мест, объем, общий вес и вид упаковки груза, маркировка грузов, их стоимость, условия поставки, прилагаемые документы, а также место и дата оформления накладной.

[59] ДКД может заполняться на контейнер, вагон, несколько контейнеров или вагонов, и так вплоть до целого состава при условии, что весь этот состав следует в адрес одного получателя.

[60] Это может быть акт приема-передачи, памятка приемосдатчика и пр.

[61] На товаросопроводительных документах в этом случае должна быть надлежащим образом оформленная отметка таможенного органа о том, что груз транзитный.

[62] Ввозимые на таможенную территорию России товары, требующие специальных условий хранения, подлежат таможенному оформлению в таможенном органе, в котором грузополучатель может производить основное таможенное оформление. И это далеко не всегда может быть таможенный орган, в котором зарегистрирован грузополучатель в' качестве участника внешнеэкономической деятельности.

[63]Утверждены Приказом МПС от 9.12.99 г. # 42Ц. См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 2000. # 22.

[64] При этом следует также учитывать, что переадресовка отдельных вагонов из маршрута или группы, следующих по одной накладной, не допускается.

[65] To есть когда отправителем является воинское формирование, а получателем иная российская организация, либо, наоборот, когда отправителем является российская организация, а получателем – воинское формирование.

[66] Основным товаротранспортным документом, оформляемым при поставке груза автомобильным транспортом, является международная автомобильная накладная (CMR), в которой отражаются наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя, реквизиты перевозчика, место и дата погрузки и разгрузки груза, наименование груза, его количество, вес, стоимость, вид упаковки и маркировка, условия поставки, перечень прилагаемых документов, регистрационный номер и марка транспортного средства, номер путевого листа и фамилия водителя, а также дата и место оформления накладной. CMR оформляется в шести экземплярах и заверяется печатью отправителя груза и транспортной организации перевоэчика.

[67] Статья 136. Меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перевозке товаров и документов на них при таможенном оформлении


В случае, если у таможенного органа Российской Федерации имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений настоящего Кодекса, таможенный орган Российской Федерации вправе устанавливать, что перевозка товаров и документов на них может производиться лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов Российской Федерации) либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком в порядке, определяемом настоящим Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Расходы, возникшие у перевозчика в связи с надлежащим оборудованием транспортного средства либо перевозкой товаров и документов на них таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.

В случае, когда не могут быть использованы указанные средства, перевозка товаров и документов на них допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм.

Статья 136. Периодическая таможенная декларация (Ред. 2003года)

1. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

2. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 настоящего Кодекса.

4. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.

[68] Если доставка осуществлялась на иностранном автотранспортном средстве, то впоследствии (при выезде из России) среди прочего водитель также в обязательном порядке должен иметь при себе свидетельство о доставке товаров или удостоверение ввоза транспортного средства (если транспортное средство ввозилось на таможенную территорию России порожним).

[69] 1 Конвенция МДП, текст которой приведен в приложении к Приказу ГТК РФ от 18.05.94 г. М 206 (см.: Таможенный вестник. 1994. # 6), касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной Договаривающейся Стороны до таможни назначения другой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом. 7овары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за таможенное оформление в этих таможнях не взимаются. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. 7аможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях, если имеются достаточные основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП.

Положения Конвенции МДП не служат препятствием для применения ограничений, вытекающих из соображений общественной нравственности, общественной безопасности, здравоохранения или гигиены, а также ветеринарного или фитосанитарного контроля.

Процедура МДП применяется при условии, что товары сопровождаются книжкой МДП, заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП; обеспечиваются гарантией гарантирующего объединения; перевозятся в дорожных транспортных средствах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами.

[70] См.: Российские вести. 1994. М 13.


Сейчас читают про: