Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза

Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза наступает в случае полного взаимного исполнения обязательств по договору морской перевозки грузов, а также в случае отказа сторон от исполнения обязательств по данному договору и невозможности исполнения обязательств.

Статья 154 КТМ РФ предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору морской перевозки грузов при определенных условиях. Согласно ст. 310 ГК односторонний отказ от испол­нения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотрен­ных законом (например, при существенном нарушении договора, т. е. нару­шении, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значитель­ной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключе­нии договора).

1. Отказ перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза

В случае, если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы перевозчика на груз и отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя платы за простой и возмещения произведенных перевозчиком за счет груза других расходов. Выгрузка груза осуществляется за счет отправителя или фрах­тователя. (ст. 154 КТМ РФ)

Обычно перевозчик может не выдавать груз в порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, продать удерживаемый груз и тем самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях, когда стоимость груза не по­крывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое право не обеспечивает пол­ного удовлетворения его требований. Поэтому закон предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств.

В случае, если суммы, вырученной от продажи груза, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и продажу груза, перевозчик вправе взыскать недополученную им сумму с от­правителя или фрахтователя.

2. Отказ отправителя/фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза

Ст. 155 КТМ РФ предоставляет право отправителю или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки. Отправитель не обязан сообщать перевозчику мотивы отказа от договора и может заявить о таком отказе в любое время.

В случае перевозки груза по чартеру, когда договор заключен с предоставлением для перевозки всего судна, отправитель может отказаться от испол­нения договора перевозки груза: до начала погрузки; во время погрузки, в тече­ние которой перевозчик держит судно под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей; после окон­чания сталийного времени; после выхода судна в рейс. Выбор времени одностороннего отказа от исполнения договора перевозки влияет лишь на правовые последствия, которые он влечет для отправителя или фрахтователя.

Если отказ от исполнения договора последовал до истечения сталийно­го или контрсталийного времени либо до отправления судна в плавание, отпра­витель уплачивает половину полного фрахта, плату за простой (если простой имел место), а также возмещает перевозчику расходы, произведенные за счет груза.

Полный фрахт и другие суммы уплачиваются отправителем, если отказ от исполнения договора наступил после выхода судна в рейс или даже тогда, когда судно все еще находится в порту погрузки, однако сталийное (или контрста­лийное) время истекло. В последнем случае перевозчик обязан за счет отправи­теля выгрузить груз из судна и выдать его отправителю, даже если это связано с простоем судна. Выдача груза производится при условии возврата перевозчику оригиналов коносамента (если они были выданы) или предоставления соответ­ствующей гарантии.

В случае, предусмотренном п. 2 статьи 155 КТМ РФ, перевозчик предоставляет судно в распоряжение нескольких фрахтователей, и поэтому последствия одностороннего отказа от договора одного из фрахтователей яв­ляются иными. Во-первых, отказ может иметь место лишь при условии уплаты полного фрахта и других расходов независимо от того, истекло ли сталийное (или контрсталийное) время. Во-вторых, перевозчик может выдать груз в пору отправления или в любом промежуточном порту при условии, что это не нане­сет ущерба самому перевозчику или другим отправителям. Таким образом, если при отказе от исполнения договора перевозки отправитель потребует выгрузки груза и его выдачи, например в порту отправления, перевозчик не обязан это делать, если в результате может быть нанесен ущерб другим лицам (задержка судна, просрочка в доставке грузов, принадлежащих другим грузовладельцам, и т. п.).

Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

1) Военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза.

2) Блокада места отправления или места назначения.

Под «блокадой» понимается преграждение доступа с моря к побережью и портам с целью прервать отношения с морскими странами. Различают не­сколько категорий блокады, в том числе коммерческую, которая проводится при отсутствии военных действий с целью воспрепятствовать морской торговле путем предотвращения захода судов в блокируемый район (порт) и выхода из этого района. Блокада должна быть эффективной, т. е. поддерживаться и осу­ществляться рядом судов, расположенных вокруг блокируемого района, в ко­личестве, достаточном для того, чтобы прервать коммуникации и создать риск захвата судна. Для того чтобы блокада носила обязательный характер, необхо­димо наличие соответствующей декларации. Прорыв блокады влечет за собой конфискацию судна и груза.

3) Задержание судна по распоряжению соответствующих властей по при­чинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза.

Задержание судна по распоряжению властей может служить основани­ем к отказу от исполнения договора морской перевозки груза без возмещения убытков лишь в том случае, если оно было вызвано причинами, не зависящими от перевозчика или отправителя. Например, согласно ст. 80 КТМ судну может быть отказано в разрешении на выход из порта в результате неуплаты установ­ленных сборов и штрафов. По требованиям, основанным на общей аварии, столкновении и т. п., судно может быть арестовано по постановлению суда или председателя МАК (Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате РФ).

Задержание судна по распоряжению властей не может служить основанием для отказа от исполнения договора мор­ской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

4) Привлечение судна для государственных нужд.

Согласно ст. 417 ГК, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или час­тично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Так, государство вправе привлекать для специальных надобностей суда, пла­вающие под его флагом. Обычно суда привлекаются для выполнения мобили­зационной подготовки в связи с необходимостью обеспечения военных дейст­вий и т. п.

5) Запрещение соответствующими властями вывоза груза, который пред­назначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назна­чения.

В соответствии со ст. 20 ТК ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз отдельных товаров может быть запрещен исходя из соображений госу­дарственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды и т. д.

Задержание судна и запрещение вывоза и ввоза груза не могут служить основанием к отказу от исполнения договора перевозки без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится кратковременная. Задержание судна при обычных обстоятельствах длится сравнительно недолго, и во многих случаях его освобождение зависит от перевозчика. Сравнительно быстро мож­но выяснить и причину запрета на ввоз или вывоз определенных грузов. Поэто­му закон стимулирует обе стороны к активным действиям, направленным на скорейшее уточнение времени задержки судна или запрещения ввоза (вывоза) груза. Срок «кратковременной задержки» зависит от конкретных обстоятельств, свойств груза и т. п.

При наступлении выше перечисленных обстоятельств перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.

Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из перечисленных обстоятельств также во время рейса. При этом отправитель или фрахтователь возмещает перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорцио­нальном фактически пройденному судном расстоянию.

Согласно ст. 416 ГК обязательство прекращается невозможностью ис­полнения, если оно вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной сто­роны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхо­да судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:

а) Судно погибнет или будет насильственно захвачено.

Под гибелью судна понимается не только его полная утрата в результате, например, действия не­преодолимой силы, но и полная конструктивная гибель, когда устранение поне­сенных судном повреждений экономически нецелесообразно. Насильственный захват судна может иметь место при попытке про­рвать блокаду, а также в результате нападений на суда в некоторых районах Мирового океана и т. п.;

б) Судно будет признано непригодным к плаванию.

Следует отличать непри­годность к плаванию, вызванную непроявлением перевозчиком должной забот­ливости по приведению судна в мореходное состояние и признание судна непригодным к плаванию по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. В первом случае положения ст. 157 КТМ не приме­няются и перевозчик будет нести ответственность, предусмотренную договором;

в) Погибнет груз, индивидуально определенный.

Вещи, участвующие в гра­жданском обороте, подразделяются на индивидуально-определенные и вещи, определяемые родовыми признаками (существует и иное деление вещей, на­пример, на делимые и неделимые и др.). Гибель индивидуально-определенного груза (например, конкретного механизма и т. п.) влечет за собой прекращение договора перевозки груза;

г) Погибнет груз, определяемый родовыми признаками.

Этот груз характе­ризуется общими для данного рода вещей свойствами (зерно, уголь, железная руда и т. д.), и его гибель ведет к прекращению договора лишь при определен­ных условиях: во-первых, груз до его гибели уже должен быть предъявлен к перевозке, во-вторых, отправитель не успеет сдать другой груз вместо погиб­шего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки.

Если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса, дого­вор также прекращается, причем перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию. В основном здесь речь идет о том случае, когда судно будет признано непригодным к плаванию. При спасательных операциях относительно судов, терпящих бедствие, часть груза (иногда весьма значительная), оказывается спасенной несмотря на гибель суд­на. В этих случаях перевозчик также имеет право на получение фрахта исходя из количества спасенного и сданного груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: