double arrow

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

На ранних этапах становления Древнерусского государства форма общественных отношений была представлена военной демократией, которая включала: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщее вооружение населения (народное ополчение), - а также народным вече как высшим органом власти. К IX-X вв. дофеодальный период общественного стоя у восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Складывалась феодальные отношения - феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т.д.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община - орган местного крестьянского самоуправления - "мир" (от слова "вервие" - веревка, которой измеряли участок земли). Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на принципах прямой демократии - выборности, коллективном принятии решений и пр.

Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече (от старослав. вет - совет), выросшим из традиций племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты. Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порою и под руководством знати. Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших" городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Важную особенность Киевской Руси, сложившуюся вследствие постоянной внешней опасности, прежде всего степных кочевников, составляло всеобщее вооружение народа - народное ополчение, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие - предводители военного городского ополчения.

Оборонительные и наступательные войны, сплачивавшие славян в пленные союзы, выдвигавшие талантливых и смелых племенных вождей и князей, способствовали формированию княжеских дружин. Они составляли основу военной организации государства. Дружинники жили на княжеском дворе или вокруг него. IX-X вв. существовали компактные поселения дружинников.

Дружина, возглавляемая князем, составляла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, "большую", "переднюю" дружину, порою в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Из аристократической верхушки дружины выделялись категории бояр.

Взаимные обстоятельства, связывавшие князя и дружину, фактически составляли основу Древнерусского государства. Князь совещался ("думал") с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и др. Князь заботился о содержании - "кормлении" дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений и дани, судебных сборов и пр.

Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора и его дружины требовали значительных средств. Существенную лепту в эти поступления вносила система дани, налогов. Ключом к пониманию социально-экономического и общественного строя Древнерусского государства может служить "полюдье" - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X вв., а на ряде территорий и до XII в. Полюдье было хорошо налаженным государственным делом. Местные князья заранее из отдаленных районов собирали дань с крестьянского населения и свозили их к метам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с ноября по апрель по санному пути киевский князь с дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км, территории.

В дальнейшем внеэкономические реформы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами.

В целях укрепления центральной власти князь Владимир Красное Солнышко (960-1015, 980-1015) провел религиозные реформы. Вначале он попытался упорядочить языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Однако язычество к тому времени уже утратило былую естественности и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Кроме того, местные языческие культы и служители - волхвы - носители вечевых традиций управления, мешали укреплению верховной власти.

Ознакомление с разными религиями показало, что православное христианство, а также определенное преобладание и господство государственного мышления над национальным самосознанием наиболее соответствовало потребностям Руси того периода. Великий князь, окрестившись в 988г., энергично, а порою и довольно жестко, проводил утверждение христианства в государственном масштабе. Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры. Княжеская власть как бы обретала божественное происхождение. Феодальная собственность и подчиненность властям освещалась церковью. Тесно связанная с государством церковь все более становилась важным элементом политической системы. Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначаемый из Византии. Ярослав Мудрый установил традицию русских митрополитов, назначив киевским митрополитом государственного деятеля и писателя русского происхождения - Иллариона. Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог - десятину (десятую часть своих доходов).

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику общественному строю восточнославянских земель.

2. Что такое «военная демократия»? Какие конкретно демократические черты ей присущи?

3. Дайте определение понятию «территориальная община».

4. На каких принципах функционировала древнерусская вервь.?

5. Что такое вече? Каков принцип его формирования?

6. Дайте определение понятию «дружина».

7. Что такое «полюдье»? Опишите его механизм.

8. Охарактеризуйте социальную структуру древнерусского общества.

9. С какой целью в древнерусских земля была введена христианская религия?

10. Охарактеризуйте положение церкви в древнерусских землях.



Сейчас читают про: