double arrow

КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе. В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а так же требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалось на развитии внутреннего рынка. Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ.

Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905-1907 гг. Революция началась с событий 9 января 1905 г. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. В Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Самое важное место в российской революции занимали крестьянский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества. Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным. Указ 9 ноября 1906 г. Устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовал в свою личную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Путем разрушения общины Столыпин полагал, что удастся создать крепкие кулацкие хозяйства на основных поставщиков товарного хлеба.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование отдельных групп общества, трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное духовенство, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также некоторую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуазии, основной задачей которых являлось сохранение самодержавного строя, пресечение любых попыток внести изменения в общественный и государственный строй. Второй лагерь включал в себя буржуазию и либеральных помещиков. учреждений него была двуединая задача - предотвратить народную революцию, добиваться умеренной конституционной монархии. Третий лагерь - революционно-демократический. Это движение возглавлял пролетариат в союзе с крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была представлена соответствующими политическими партиями, которые стали возникать в начале XX в.

В годы первой русской революции возникла монархическая партия - Союз русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации, создавшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств. К правительственному лагерю примыкал многочисленные организации духовенства во главе с обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться учреждений самодержавия некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуазная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных масс. Идеалом кадетов являлось установление в стране конституционной монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. Возникает социал-демократическая партия - революционная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.

В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется политическая партия так называемых социал-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили своей целью революционное свержение самодержавия и установление демократической республики.

В результате революции 1905-1907 гг. И после нее Россия сдала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы. Пришлось предоставить право избирать Думу рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранным имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права рабочим. Для всех курий выборы были многостепенными. Голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе. Крайне правые партии - монархические - потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным. Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена.

После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще долее оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии. Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел. 3 июня 1907 г. Последовал высочайший манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки. В манифесте 3 июня 1907 г. Выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды благодаря несовершенству избирательного закона недостойных лиц.

В нарушении основных государственных законов 1906 г., запрещавших царю единолично изменять избирательное право, Николай II принимает новый закон, который еще больше урезал избирательные права трудящихся, нерусских народов и др. Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. При выборах в III Думу большое место получили правые реакционные монархические партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушным орудием самодержавия.

Тем не менее Дума являлась все-таки законодательным, а не законосовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государстве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждать (или не утверждал) то, что рассматривалось думой. В законе предусматривались некоторые ограничения полномочий Думы. Она не могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал вторгаться в решение вопросов о расходах на содержание императорской фамилии. Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела весьма солидные полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Многие законопроекты так и не получили одобрения Государственного совета. Так, Государственная дума сделала попытку добиться принятия акта об отмене смертной казни. Этот законопроект был отклонен Государственным советом. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю. Он мог его утвердить либо отвергнуть. Фактически получалось так, что законодательная деятельность полностью контролировалась царем. Но царь не мог отклонить все законопроекты. Законы должны были приниматься, но только с одобрения Государственным советом и Государственной думой.

Никакой ответственности перед Государственной думой учреждений правительства не было. Министры назначались и увольнялись царем, перед Думой они не отчитывались, от нее не зависели, хотя сама реорганизация Совета министров была связана именно с созданием Думы. Таким образом основной принцип буржуазного парламентаризма о зависимости исполнительной власти от законодательной не действовал.

Важным событием революции явилось рождение в ходе революции 1905-1907 гг. Принципиально нового политического явления - Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов - органов революционной власти.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. Набазе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств - Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты. Россия вступила в войну 19 июля 1914 г.

Во время войны царское правительство предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. На основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на вечное поселение в Туруханский край. Дума созывалась царем не регулярно. В августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание "министерства доверия", ответственного перед Думой.

Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. Были образованы межведомственные органы - особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных. Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа. Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.

В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Контрольные вопросы:

1. Что определило характер первой русской революции как буржуазно-демократический?

2. Назовите основные политические достижения Первой русской революции.

3. Охарактеризуйте Государственную Думу как высший законодательный орган управления Российской империей.

4. Как соотносились полномочия Государственной думы и власть императора?

5. Почему были I и II Государственные Думы были распущены?

6. Когда и с какой целью были созданы Советы?

7. Что, по мнению членов прогрессивного блока, должно было представлять из себя «министерство доверия»?

8. Как изменилась система государственного управления в годы Первой мировой войны?

9. Как изменилась компетенция местной администрации со вступлением России в Первую мировую войну?

10. Дайте характеристику деятельности Земгора.



Сейчас читают про: