З.Организация государственной власти в РБ

Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Основы конституционного права

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

1.Понятие конституции. Принятие и изменение конституции.

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные) либо особый (писаные) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, с государством и обществом – с другой.

Конституция – ядро правовой системы. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, стабильна и устойчива (Конституция США принята в 1787 г., в нее внесено всего 27 поправок). В РБ пятая по счету конституция.

РБ живет по конституции 1994 принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Порядок принятия и изменения конституции:

1.Утверждается королем;

2.Принимается парламентом либо специально созданным для разработки конституции органом;

3.Принимается на референдуме.

2.Конституция РБ: структура, содержание, особенности.

Структура Конституции РБ является стандартной – она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Весь текст К. состоит из 146 статей.

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. Основная часть состоит из 8 разделов; разделы 3,4,5 состоят из глав (всего 8 глав).

В разделе 1 раскрываются основы конституционного строя. Даются характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового.

Раздел 2 посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе 3 фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.

Раздел 4, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закрепляются полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Раздел 5 касается местного управления и самоуправления.

В разделе 6 содержатся нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Раздел 7 содержит нормы, касающиеся финансово–кредитной системы РБ.

Заключительные и переходные положения помещены в разделе 9.


4. Президент, порядок его выборов.Полномочия и функции Президента.

Президент РБ – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 79 Конституции).

Особенность статуса Президента РБ состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами.

Полномочия Президента РБ (Закон «О Президенте РБ»):

1. Назначение республиканских референдумов.

2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

3. Роспуск палат Парламента (1, при отказе в доверии Правительству; 2, в случае вотума недоверия Правительству; 3, при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер–министра; 4, на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического грубого нарушения палатами Парламента Конституции).

4. Назначение членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов.

5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов.

6. Назначение на должность Премьер–министра.

7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке.

8. Назначение Председателей высших судебных инстанций.

9. Назначение судей высших судебных инстанций, Председателя Центризберкома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.

10. Назначение судей Конституционного Суда.

11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризберкома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка РБ.

12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.

13. Обращение с посланиями к народу.

14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента.

15. Руководство заседаниями Правительства.

16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

17. Решение вопросов, связанных с приемов в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища.

18. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами. Присвоение классных чинов и званий.

19. Осуществление помилования осужденных.

20. Ведение переговоров и подписание международных договоров, назначение и отзыв дипломатических представителей.

21. Прием верительных грамот дипломатических представителей.

22. Введение чрезвычайного положения.

23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении.

24. Подписание законов.

25. Право отмены актов Правительства.

26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.

27. Формирование совета Безопасности.

28. Руководство Вооруженными Силами РБ.

29. Введение на территории РБ военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: