double arrow

Система экологического права.. Основы экологического права

Основы экологического права

Экологическое право как отрасль права представляет собой комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Первый уровень основан на естественных особенностях природных компонентов. Он включает шесть самостоятельных отраслей:

I земельное право;

I водное право;

I лесное право;

I горное право;

I правовой режим охраны и использования животного мира;

I правовую охрану атмосферного воздуха.

Второй уровень представляют экологизированные нормы – нормы иных отраслей законодательства, регулирующие экологические отношения.

Третий уровень представлен нормами международного права окружающее среды, объединенными в отрасль международного публичного права– международное право окружающей среды.

Предметом экологического права выступают экологические отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействие общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды. Эти отношения подразделяются на два вида: природоресурсные и природоохранительные.

Природоресурсные отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны окружающей среды в процессе ее хозяйственного использования. Отношения в области взаимодействия общества и природы, будучи урегулированные нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями.

Назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно–обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации защиты прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

ü государственная собственность на природные ресурсы (исключением является земля, которая может находиться в государственной и частной собственности);

ü охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета системы государственного контроля за состоянием окружающей среды, законодательно обеспеченная система государственной экологической экспертизы;

ü участие общественности в охране окружающей среды; применение экологического механизма охраны окружающей среды, применение мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, за счет нарушителя;

ü совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

ü участие Республики Беларусь в решении глобальных экологических проблем.

Природоресурсное законодательство включает несколько самостоятельных подотраслей экологического законодательства: земельное, водное, лесное, о недрах, атмосферном воздухе и животном мире, каждая из которых представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия использования и охраны соответствующих природных объектов и комплексов.

Ведущим законом в системе экологического законодательства, систематизировавшим основные эколого–правовые нормы, является Закон « Об охране окружающей среды».

Граждане РБ имеют право на благоприятную окружающую среду (личное неимущественное право, несвязанное с имущественным).

С целью реализации этого права они наделены рядом прав и обязанностей:

ü создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü обращаться в органы государственного управления, иные организации для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

ü принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

ü вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

ü оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

ü предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду и др.

ü В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

ü соблюдать законодательство РБ об ООС;

ü повышать экологическую культуру;

ü беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

ü выполнять требования в области обращения с отходами;

ü выполнять требования пожарной безопасности;

ü соблюдать правила охоты и рыболовства;

ü выполнять требования и предписания должностных лиц, осуществляющих контроль в области ООС;

ü возмещать причиненный ущерб и т.д.

ü Право природопользования – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов.

ü Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний.

Специальное природопользование требует правового регулирования.

Признаки специального природопользования:

* разрешительный порядок;

* лицензионный порядок возникновения права;

* целевой характер;

* рациональность природопользования;

* платность.

Эколого–правовая ответственность – правовое последствие нарушения экологического законодательства, заключающееся в применении к нарушителям органами государства установленных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественных интересам.

За нарушение законодательства об ООС органы административной юрисдикции могут применять:

* предупреждение

* штраф

* конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения

* лишение специального права.

За экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность: УК РБ, глава «Преступления против экологической безопасности и природной среды», ст. 263– 284.


Сейчас читают про: