double arrow

Первичный телевизионный сигнал

Первичный телевизионный сигнал формируется методом электронной развертки с помощью телевизионной передающей трубки, преобразующей подвижное изображение в видеосигнал или сигнал яркости. Подвижное изображения передается в виде мгновенных фотографий, так называемых кадров, сменяющих друг друга. Для создания эффекта плавного движения передается Zк = 25 кадр/с. Каждый кадр разлагается на строки, число которых устанавливается стандартами. В широко распространенном стандарте каждый кадр раскладывается на Zc = 625 строк. Чтобы смена кадров на экране приемной телевизионной трубки (кинескопе) была незаметной (без мерцаний ), число изображений должно составлять не 50 кадров в секунду. А это требует увеличения скорости развертки, что усложняет оборудование формирования и передачи телевизионных сигналов. Поэтому для устранения возможного мерцания каждый кадр передается в два этапа: сначала передаются только нечетные строки, а затем – четные. В результате на экране кинескопа создается кадр из двух изображений, называемых полями или полукадрами. Число последних в секунду составляет 50 , смена изображений становится незаметной и формируется немерцающее изображение. Вследствие инерционности зрения передачи 50-ти полукадров в секунду воспринимается как слитное движущиеся изображение.

На время смены строк и кадров развертывающий луч приемной трубки должен быть погашен. Для этого на управляющий электрод трубки подается напряжение, равное напряжению видеосигнала при передаче черного поля. Передающая телевизионная камера поэтому дополняется устройствами, которые доводят напряжение сигнала во время обратного хода луча до величины, соответствующей напряжению видеосигнала при передаче черного поля. Возникающие при этом импульсы напряжения, называются гасящими импульсами.

Движение развертывающих лучей передающей и приемной телевизионных трубок должно быть синхронным и синфазным. Для этого от передатчика телевизионного сигнала к его приемнику передаются синхронизующие импульсы : в моменты перехода луча от конца одной строки к началу следующей передаются импульсы строчной синхронизации, а в моменты перехода от конца каждого кадра (полукадра) к началу другого – импульсы кадровой синхронизации. Чтобы синхроимпульсыне создавали помех изображению, их передают в то время, когда луч кинескопа погашен, т.е. во время передачи гасящих импульсов.

Разделение синхронизирующих и гасящих импульсов в приемнике осуществляется по уровню: если гасящие импульсы передаются с уровнем, соответствующим уровню видеосигнала при передаче черного поля, то синхроимпульсы передаются с уровнем, соответствующим уровню видеосигнала, который получался бы при передаче поля “чернее черного”.

Обобщенная структурная формирования телевизионного сигнала приведена на рис. 2.4, где приняты следующие обозначения:

 
 


Рисунок 2.4- Обобщенная схема формирования и приема телевизионного сигнала

ГСР и ГКР – генераторы строчной и кадровой развертки передающей и приемной телевизионных трубок соответственно; ГССИ и ГКСИ – генераторы строчных и кадровых синхроимпульсов соответственно; ЗГ – задающий генератор; ГСГИ и ГКГИ – генераторы строчных и кадровых гасящих импульсов соответственно; ВУ – видеоусилитель трактов передачи и приема; Пер – передатчик телевизионных сигналов и сигналов звукового сопровождения; ЗС – оборудование формирование сигналов звукового сопровождения тракта передачи и приема; КП – канал передачи; Прм – приемник телевизионных сигналов и сигналов звукового сопровождения; ССИ -селектор синхроимпульсов.

Первичный телевизионный сигнал, поступающий на вход передатчика телевизионного канала, представляет последовательность импульсов с непрерывно изменяющейся амплитудой (напряжением). Эти импульсы повторяются с частотой следования строк Fc = Zк×Zc = 25×625 = 15625 Гц, а время передачи одной строки равно 1/Fc = Тс =64 мкс. В промежутках между ними передаются импульсы строчной и кадровой синхронизации, имеющие постоянные амплитуды.

Ширина спектра первичного телевизионного сигнала может быть определена следующим образом. Максимальная частота спектра соответствует передаче чередующихся черных и белых квадратных элементов изображения. Вертикальный размер элементов определяется размером строки. Учитывая, что ширина кадра относится к его высоте, как 4/3, определим число элементов М, содержащихся в одной строке: М = (4/3)×Zc2=520625.

Учитывая, что в секунду передается 25 кадров (50 полукадров, состоящих поочередно из четных и нечетных строк изображения), общее число элементов, передаваемых за секунду,равно 25М=13015625. Время передачи одного элемента t =1/25М =3/(4×6252×25)= 0,083 мкс. Максимальная частота спектра телевизионного сигнала равна Fмакс = 1/2t = 1/2×0,083×10-6 = 6,0 МГц. Таким образом, полагая нижнюю граничную частоту спектра телевизионного равной 50 Гц (частота смены полукадров), общая ширина спектра телевизионного сигнала принимается равной 50 Гц -6,0 МГц с учетом передачи сигналов звукового сопровождения..

Энергетический спектр телевизионного сигнала имеет дискретный характер, максимумы энергии сосредоточены вблизи гармоник частоты строк nFc (n =1, 2, 3…). Однако практически вся энергия сигналов яркости сосредоточена в диапазоне 0-1,5 МГц .Эта особенность видеосигнала используется при организации видеотелефонной связи, организуемой в полосе частот от 50 Гц до 1,2-1,5 МГц.

Защищенность сигналов яркости от помех должна быть не менее 48 дБ. Число градаций яркости телевизионного сигнала приблизительно равно k = 100 и согласно (2.18) динамический диапазон видеосигнала равен DТВ = 40 дБ. Пик-фактор сигнала, как было показано при рассмотрении полутонового факсимильного сигнала (2.17), не превышает 4,8 дБ, а потенциальный информационный объем (2.19) телевизионного сигнала IТВ = 6,64× 6,0×106 lg 100 @ 80 Мбит/с.

Все рассмотренное выше справедливо для сигналов черно-белого телевидения. Сигналы цветного телевидения имеют некоторые особенности.

В основе цветного телевидения лежат следующие физические процессы:

-оптическое разложение многоцветного изображения с помощью специальных цветных светофильтров на три одноцветных изображения в основных цветах – красном (R – red), зеленом (G – green) и синем (B – blue);

-преобразование трех одноцветных изображений в передающей телевизионной трубке в соответствующие им три электрических сигнала ER , EG, EB;

-передача этих трех электрических сигналов по каналу связи;

-обратное преобразование электрических сигналов изображения в специальном кинескопе (приемной телевизионной трубке) в три одноцветных оптических изображения красного, зеленого и синего цветов; каждый цвет характеризуется двумя параметрами: яркостью и цветностью (насыщенностью); напомним, что в черно-белом телевидении при развертке изображения меняется только яркость освещения его отдельных элементов и передаваемый сигнал является сигналом яркости;

оптическое сложение в определенных пропорциях трех одноцветных изображений в одно многоцветное, при котором формируется сигнал яркости Еg .

При наличии сигнала Еg не обязательно передавать три цветовых сигнала: ER ,

EG ,EB . Достаточно передать любые два из них. Обычно в системах цветного телевидения исключается самый широкополосный сигнал – зеленый EG , поскольку в яркостном сигнале содержится 59 % зеленого. Вычитая из EG и EB полученный сигнал яркости, получают так называемые цветоразностные сигналы. Максимум энергии сигнала яркости группируется в диапазоне нижних частот. Амплитуда составляющих сигнала в диапазоне верхних частот очень малы. Именно в этом диапазоне яркостного сигнала с помощью поднесущих частот помещаются цветоразностные сигналы, образуя сигналы цветности. Уплотняемые таким способом в общем частотном спектре сигнал яркости и цветоразностные сигналы могут создавать взаимные помехи. Для уменьшения влияния высокочастотных составляющих яркостного сигнала на цветоразностные сигналы поднесущая частота выбирается в верхнем диапазоне частот (где составляющие сигнала яркости очень малы и амплитуда поднесущей берется больше амплитуд этих составляющих). В то же время амплитуда поднесущей должна составлять не более 23 % от максимальной амплитуды яркостного сигнала.

Таким образом, яркостный сигнал и два цветоразностных сигнала занимают стандартную полосу частот телевизионного сигнала без заметного взаимодействия между собой.

На рис. 2.5 приведен фрагмент осциллограммы одной строки полного телевизионного (ТВ) сигнала с указанием его основных параметров.

Рисунок 2.5- Осциллограмма одной строки полного ТВ–сигнала

Существует несколько систем цветного телевидения, различающихся между собой, в основном, способами модуляции поднесущих частот цветоразностными сигналами. В нашей стране нашла применение система SEKAM ( СЕКАМ) ( от франц. Sequentiel couleurs a memoire – последовательная передача цветов с запоминанием).

Особенностью системы является то, что цветоразностные сигналы передаются в частотном спектре яркостного сигнала на вспомогательных цветовых поднесущих методом частотной модуляции. Поскольку модулировать по частоте поднесущую одновременно двумя сигналами невозможно, то в системе SECAM сигналы передаются поочередно через строку. В течение времени одной строки передается только цветоразностный сигнала ER - Eg , другой – только ER - Eg , во время третьей строки вновь передается ER - Eg и т.д. Чтобы получить в телевизоре цветоразностный сигнал EG - Eg необходимо иметь оба цветоразностных сигнала ER - Eg и ЕВg одновременно. Для этого в телевизорах используется линия задержки со временем задержки (запоминанием) на одну строку (64 мкс). Таким образом, каждая передаваемая строка запоминается в линии задержки и к приходу следующей строки ее можно использовать как недостающий сигнал для формирования третьего цветоразностного сигнала. Отметим, что обе поднесущие частоты выбираются четными гармониками частоты строчной развертки. Для передачи сигнала ER - Eg используется частота f0R = 282Fc = 282 ×15625 = 4,406 МГц и для передачи сигнала ЕВ - Е g используется частота f0B = 272 Fc = 272× 15625 = 4,250 МГц.


Сейчас читают про: