Режим особого положения

Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях ЧП не подлежат.

ФКЗ предусматривает гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц в условиях ЧП.

1. Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством о труде.

2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств, или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения. Возмещается материальный ущерб. Оказывается содействие в трудоустройстве и пр.

3) Организации, имущество и ресурсы которых использовались, имеют право на возмещение причинённого ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством РФ.

Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа:

1. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные ФКЗ задерживаются силами, обеспечивающими режим ЧП, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлён не более чем на 10 суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

2. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.

3. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, граждане, подлежащие выдворению за её пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима ЧП, установленных в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении», несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Действующее законодательство и административная практика предусматривают помимо чрезвычайного положения возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особого положения. Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ввести на отдельных территориях или в населённых пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.

На основании ФЗ «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающей такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и др.

В настоящее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов РФ режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера (ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ.

Такого рода актами устанавливаются отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер. К таким мерам относятся:

1) проведение эвакуации;

2) остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;

4) ограничение доступа людей в зону ЧС;

5) использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;

6) привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;

7) усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.

Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели. С его помощью реально исполняются вводимые запреты и ограничения, контролируется порядок реализации принятых предписаний, создаётся организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Однако объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер представляется неправомерным ограничением прав и свобод.

В этой связи необходимо принятие специального закона о режиме ЧС природно-техногенного характера, который существенно отличается от ЧП.

Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской и некоторых других прав выступают как неизбежные последствия аварийно-спасательных, восстановительных предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий.

В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима ЧС, выступают глава исполнительной власти субъекта РФ, главные управления и управления по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов РФ, комиссии по ЧС субъектов РФ и органов местного самоуправления, региональные центры – территориальные органы МЧС России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: