double arrow

Основы объектно-ориентированного программирования СИНТАКСИС ОСНОВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ


Пример

#include <stdio.h> // см. файл Ex02.cpp

#include <string.h>

int main()

{

char *str = "(Base_Cost + Profit) * Margin";

char *tkn = "+*()";

char *ptr = str;

printf("%s\n", str);

// Первый вызов функции

ptr = strtok(str, tkn);

printf("Лексемы этой строки: %s", ptr);

while (ptr)

{

// Первый аргумент должен быть равен нулю

if ((ptr = strtok(0, tkn)) != 0)

printf (",%s", ptr);

}

printf("\n");

return 0;

}

В результате выполнения этой программы на экран выводятся сле­дующие строки:

(Base_Cost + Profit) * Margin

Лексемы этой строки: Base_Cost, Profit, Margin

Рассмотрим пример программы поиска символов и строк. Листинг 7 (List7_7.cpp) содержит исходный текст программы STRING4.CPP. Программа выполняет следующие задачи:

· Запрашивает у вас ввод основной строки

· Запрашивает строку поиска

· Предлагает вам ввести символ поиска

· Выводит линейку цифр и основную строку

· Выводит номер символа в основной строке, с которого начинается строка поиска *

· Выводит номер символа в основной строке, совпавшего с символом по­иска.

Объявление базовых классов

В С++ мы имеем возможность объявлять классы, которые инкапсулируют элементы-данные и функции-элементы. Эти функции изменяют и позволяют обращаться к значениям данных-элементов и выполняют другие задачи.

Базовый класс

Базовый класс определяется следующим образом (синтаксис):

class className

{

private:

<закрытые элементы-данные>

<закрытые конструкторы>

<закрытые функции-элементы>

protected:

<защищенные элементы-данные>

<защищенные конструкторы>

<защищенные функции-элементы>

public:

<открытые элементы-данные>

<открытые конструкторы>

<открытый деструктор>

<открытые функции-элементы>

};

Пример 1:

class point

{

protected:

double х;

double у;

public:

point(double xVal, double yVal);

double getX();

double getY();

void assign(double xVal, double yVal);

point& assign(point &pt);

};

Разделы класса

Классы С++ имеют три различных уровня доступа к своим элементам - как к данным, так и к функциям:

- Закрытые (частные) элементы

- Защищенные элементы

- Открытые элементы

К данным в закрытом разделе имеют доступ только функции-элементы класса.

Классам-потомкам запрещен доступ к закрытым данным своих 6азовых классов.

К данным в защищенной секции имеют доступ функции-элементы класса и классов-потомков. Данные из открытой секции находятся в области видимости функций-элементов класса, функций-элементов классов-потомков, и вообще доступны кому угодно.

Существуют следующие правила для разделов класса:

1. Разделы могут появляться в любом порядке.

2. Один и тот же раздел можно определять несколько раз.

3. Если не определен ни один раздел, компилятор (по умолчанию) объявляет все элементы закрытыми.

4. Помещать данные-элементы в открытый раздел следует только в том случае, если в этом есть необходимость, например, если это упрощает вашу задачу. Обычно элементы-данные помещаются в защищенный раздел, чтобы к ним имели доступ функции-элементы классов-потомков.

5. Используйте для изменения значений данных и доступа к ним функции-элементы. При использовании функции вы можете осуществлять проверку данных и, если нужно, изменять другие данные.

6. Класс может иметь несколько конструкторов.

7. Класс может иметь только один деструктор, который должен объявляться в открытом разделе класса.

8. Функции-элементы (в том числе конструкторы и деструкторы), состоящие из нескольких операторов, должны определяться вне объявления класса. Определение функции может содержаться в том же файле, в котором определяется класс. Это напоминает порядок работы с обычными функциями: задание прототипа и определение функции.

Конструкторы являются специфическим типом функций-элементов, тип возвращаемого значения для которых не указывается, а имя должно совпадать с именем класса-хозяина. Вызываются они при создании нового представителя класса. Деструктор вызывается для разрушения представителя класса.

При определении функции-элемента вы должны указать ее имя и имя ее класса. Сначала вы должны Сначала необходимо указать имя класса (т.н. квалификатор), а затем, через два двоеточия (::), имя функции. В качестве примера рассмотрим такой класс:

class point

{

protected:

double x;

double y;

public:

point(double xVal, double yVal);

double getX();

// другие функции-элементы

};

Определения конструктора и функций-элементов должны выглядеть так

point::point (double xVal, double yVal)

{

// операторы

}

double point::getX()

{

// операторы

}

После того, как вы объявили класс, вы можете использовать имя класса в качестве спецификатора типа данных при объявлении представителей класса. Синтаксис объявления тот же, что и при объявлении переменной.

В листинге8.1 приведен исходный текст программы RECT.CPP. Программа предлагает вам ввести длину и ширину прямоугольника (в данном примере прямоугольник является объектом). Затем программа выводит значения длины, ширины и площади определенного вами прямоугольника.


Сейчас читают про: